«Красный квадрат» Ротенберга опередил по премьерам Comedy Club
Тысячи часов у телевизора
В 2013 году семь крупнейших федеральных телеканалов — «Первый», «Россия 1», НТВ, ТНТ, СТС, РЕН ТВ и «Пятый» — показали около 12 тыс. часов премьерного контента общей стоимостью 44,3 млрд руб. с НДС, подсчитала исследовательская компания KVG Research на основе опроса продюсерских компаний и вещателей.
Из этой суммы 51% пришелся на закупки новых сериалов, 18% — развлекательных программ, 14% — ток-шоу, оставшиеся 17% — документальных, полнометражных художественных кино- и телефильмов, познавательных передач.
Совокупный рекламный доход всего эфирного ТВ в 2013 году достиг, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, 179,6 млрд руб. также с НДС. Семь перечисленных телеканалов заработали на рекламе только в федеральном эфире, по подсчетам «Квенди Медиааудит», в прошлом году 112,2 млрд руб. То есть, расходы на премьерный контент для этих вещателей составили примерно 39% их доходов.
Традиционно больше всех на приобретение нового контента тратят «Первый», «Россия 1» и НТВ. Их доли в общих закупках премьерного продукта KVG Research по итогам 2013 года оценивает в 28, 27 и 25%, что соответствует 12,4 млрд, 12 млрд и 11,1 млрд руб. Доли других вещателей в разы меньше — от 7% у ТНТ (3,1 млрд руб.) до 2% у «Пятого канала» (886 млн руб.).
В 2012 году расходы на премьерный контент KVG Research оценивала в 38,8 млрд руб., но тогда компания анализировала контент только шести вещателей, не учитывая «Пятый канал». Общая продолжительность всех новых проектов в эфире шести каналов тогда достигла 11,6 тыс. часов.
«Контрольная закупка» Ротенберга
Крупнейшим производителем премьерного телеконтента все годы, что KVG Research производит свои расчеты, остается группа «Красный квадрат». В 2013 года в эфире «Первого канала», ключевого партнера группы, вышло 1,65 тыс. часов новых выпусков таких программ, как «Модный приговор», «Давай поженимся», «Голос», «Контрольная закупка», «Кто хочет стать миллионером» и др.
По этому показателю «Красный квадрат» более чем в полтора раза опережает ближайшего конкурента — Comedy Club Production, снимающего для ТНТ, в частности, реалити-шоу «Дом-2», сериалы «Интерны» и «Универ», шоу Comedy Club.
Выручка всей группы «Красный квадрат» в 2013 году достигла 9,1 млрд руб., объявила сама компания минувшей весной, когда 51% группы у Ларисы Синельщиковой, президента «Красного квадрата» и бывшей гражданской жены гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста, приобрел Аркадий Ротенберг. Синельщикова, как тогда сообщалось, сохранила за собой 49%.
Сумма сделки и другие финансовые показатели не раскрывались. В пресс-релизе лишь приводились слова гендиректора «Красного квадрата» Ильи Кривицкого о том, что группа была оценена «даже чуть выше рынка».
Основным активом производителя телеконтента являются команда и качественная библиотека, которую можно много раз показывать на каналах и зарабатывать на этом, объяснял в минувшем июле в интервью РБК Эдуард Илоян, генеральный продюсер группы Yellow, Black and White («Даешь молодежь!», «Кухня», «Последний из Магикян» и др.). Поэтому успешные телепродакшены могут оцениваться в сотни миллионов долларов: в декабре 2011 года ТНТ заплатил за 74,99% Comedy Club Production 10,3 млрд руб., оценив тем самым всю компанию почти в 13,7 млрд руб., или $ 466 млн.
Но качество библиотек Comedy Club Production и «Красного квадрата» разнится: зритель готов неоднократно пересматривать уже вышедшие в эфир комедийные сериалы, но его вряд ли заинтересует повтор уже однажды виденной «Контрольной закупки» или «Модного приговора». Собеседники РБК в продюсерских компаниях и на телеканалах предполагали, что за контроль в «Красном квадрате» Ротенберг мог заплатить «сотни миллионов долларов».
Сергей Соболев