Российский обувной ритейл переходит в среднеценовой сегмент
Особенность российской обувной розницы еще в том, что здесь желаемое выдают за действительное. Как показывают социологические исследования, потребители хотят покупать обувь итальянского производства вне зависимости от названия марок, но ее на российском рынке не более 5%.
На этом фоне раскрутились российские розничные обувные сети, такие как Carlo Pazolini, TJ Collection, маскируясь под западные названия. Использование западного бренда и небольшая себестоимость производства в Китае позволяет многим успешным компаниям работать в среднем ценовом сегменте, который составляет 30% обуви. Дорогая обувь класса люкс занимает примерно 5% российского ритейла.
Обувной рынок считается сложным объектом для исследования, поскольку в значительной степени он находится в тени (на 70% рынка). По данным Росстата, объем потребления в стране составляет 220 млн пар обуви, но с учетом того, что практически столько же продается на вещевом рынке и не поддается контролю, объем потребления составляет около 400-450 млн пар обуви.
Насыщает наш обувной рынок импорт. Как отметила в программе "Сфера интересов" на РБК-ТВ генеральный директор Национального обувного Союза Наталья Демидова, обувной, импорт делится на две категории - легальный (в 2006г. составил 102 млн пар) и нелегальный. В свою очередь нелегальный товар содержит большую долю контрафакта, что особенно характерно для спортивной обуви известных мировых марок.
Доля обуви от российских производителей представлена на нашем рынке незначительно. Отечественные обувщики способны произвести только16% от требуемого объема, из них 10% приходится на производство кожаной обуви. Но даже при этих незначительных показателях в России хорошо развивается производство мужской обуви в нижнем ценовом сегменте и детской обуви.
Хотя ситуация, которая сложилась сейчас в мировом обувном пространстве, тоже не в пользу многих обувщиков. Н.Демидова отмечает, что в некоторых странах закрываются обувные ассоциации из-за давления производителей Юго-Восточной Азии, на долю которых приходится 80% мирового обувного производства. Они пытаются аккумулировать в своем обувном производстве преимущества европейских производителей: взять дизайн от итальянцев, качество и комфорт от немцев и еще снизить цену.
Если говорить о ценах, то следует отметить, что обувь в России дороже, чем за границей. Цена на импортную обувь включает таможенные пошлины, транспортные расходы, высокие арендные ставки, административные поборы. Директор по продажам аналитического центра ГК Step by step Ольга Бросалова говорит, что наценка на импортную европейскую обувь составляет как минимум 100%, а может быть, и 200%, и 400%.
По прогнозам специалистов, отечественный обувной рынок имеет возможности для дальнейшего роста, принимая в расчет потребление обуви на душу населения. Согласно данным официальной статистики, потребление обуви на душу населения в 2006г. приближается к двум парам в год, тогда как в Европе 4-5 пар обуви в год, в Америке – 8 пар обуви в год.
Также обувной рынок будет переходить в сторону легализации. В России желающих покупать качественную обувь в комфортных условиях становится все больше, поэтому стихийные рынки, палатки и развалы с дешевой обувью уйдут с рынка. Сейчас с точки зрения оборота капитала максимально развивается средний ценовой сегмент. Поэтому фирменные обувные магазины, проработавшие в низком ценовом сегменте, оценивая ситуацию на рынке, будут изменять свою стратегию позиционирования.
На сегодня самые популярные обувные бренды в среднеценовом сегменте - "Эконика", Tervolina, Carlo Pazolini, "Респект".