Экс-подчиненный генерала Сугробова получил срок за арест владельца ЧТПЗ
Мосгорсуд приговорил к четырем с половиной годам колонии бывшего полицейского из главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК) Сергея Астафурова по делу о превышении должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК). Такое решение принял судья Олег Музыченко, передает корреспондент РБК. Астафуров также лишен звания майора.
Агенту Астафурова, директору ФГУП «Промресурс» Владимиру Спиридонову суд назначил наказание в виде четырех с половиной лет колонии и штрафа в размере 70 тыс. руб. Кроме пособничества в превышении полномочий ему вменялось незаконное хранение оружия (ч. 1 ст. 222 УК): при обыске у Спиридонова нашли пистолет «Вальтер» и патроны. Гособвинитель просила дать обоим обвиняемым по шесть лет.
Суд решил, что из-за действий Астафурова и Спиридонова необоснованно понесли уголовную ответственность бизнесмен Андрей Комаров и его адвокат Александр Шибанов. Комаров — владелец Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) и бывший член Совета Федерации. В 2017 году Forbes оценивал его состояние в $800 млн.
Сотрудники ГУЭБиПК под руководством Астафурова задержали Комарова и Шибанова в марте 2014 года. За некоторое время до этого ЧТПЗ получил от государства 1,8 млрд руб. по госпрограмме, согласно которой предприятиям компенсируют затраты на ремонт военных объектов. «Промресурс» проверял эту сделку и пришел к выводу, что ЧТПЗ фальсифицировал документы о ремонте и возмещения ему не полагалось. После этого Спиридонов связался с Шибановым и сообщил, что ему известно о махинациях, но чтобы скрыть нарушения, он хочет от Комарова $300 тыс. Шибанов принес главе «Промресурса» взятку, и адвоката задержали с поличным: сотрудники ГУЭБиПК уже были в курсе ситуации.
В феврале 2016 года это дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Спустя год задержали Астафурова и Спиридонова. Следователи СКР сочли, что полицейский сфальсифицировал материалы оперативно-разыскных мероприятий и с помощью госслужащего «создал условия для коммерческого подкупа», вследствие чего Комаров без оснований провел полтора года под домашним арестом, а Шибанов — в СИЗО.
Разработка и задержание Комарова относятся к периоду, когда ГУЭБиПК возглавлял генерал Денис Сугробов. В 2014 году в отношении Сугробова и его подчиненных возбудили уголовное дело о создании организованного преступного сообщества и множестве эпизодов превышения должностных полномочий. По версии обвинения, офицеры массово фальсифицировали оперативные материалы и провоцировали чиновников и бизнесменов на взятки; от их действий пострадали около 30 человек. В апреле 2017-го Мосгорсуд отправил Сугробова в колонию на 22 года. Остальных оперативников приговорили к срокам от 17 до 20 лет. В декабре Верховный суд беспрецедентно смягчил приговор: Сугробову оставили 12 лет от изначального срока, его подчиненным — по 9,5–10 лет.
Еще в отношении ряда сотрудников главка завели отдельные уголовные дела с похожей фабулой, по крайней мере одно из них еще расследуется.
Численность ГУЭБиПК после 2013 года снизилась с 645 до 419 человек. Сейчас управление почти не проводит самостоятельных оперативных мероприятий.