Российские ученые потребовали отменить приговор фигурантам дела «Сети»
Более 400 российских ученых и научных журналистов потребовали отменить приговор по делу «Сети», фигурантов которого приговорили к срокам от шести до 18 лет по обвинению в организации террористического сообщества и участии в нем.
«Мы требуем немедленно отменить приговор по «делу «Сети», с бессмысленной жестокостью ломающий судьбы наших сограждан. Мы требуем расследовать обстоятельства фабрикации этого дела, наказать причастных к нему должностных лиц и обеспечить строгое соблюдение закона всеми силовыми и правоохранительными структурами», — говорится в их заявлении, которое опубликовано на портале scientific.ru.
На момент публикации его подписал 431 человек.
В заявлении отмечается, что осужденные сообщали о пытках, которым их подвергли для получения признательных показаний, «однако эти заявления в ходе следствия и суда были фактически проигнорированы».
Профессор Высшей школы экономики, филолог Гасан Гусейнов, подтвердил РБК, что подписал заявление. Он заявил, что сделал это, так как считает противоправным «само событие суда в Пензе». «Понимаю, что мы этим письмом, может, ничего не добьемся, но уж очень противно быть безмолвными свидетелями такой наглости правоотступников и такой беспомощности гражданского общества», — сказал он.
Одной из целей заявления является попытка обратиться к обществу, заявила РБК Ирина Левонтина, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора теоретической семантики Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН. Она отметила, что у некоторых подписантов много читателей, и, хотя они не склонны переоценивать важность своего мнения для тех, кто принимает решения по делу, «иногда все же удается докричаться».
Научный журналист и популяризатор Ася Казанцева также заявила РБК, что, по ее мнению, процесс проходил с нарушениями. «Это гораздо больше похоже на дело, высосанное из пальца ради отчетности. В таких случаях хорошо бы создавать какой-то медийный шум, потому что он по крайней мере снижает мотивацию к фальсификации новых дел, а в некоторых случаях даже приводит к тому, что от людей отстают, как было с Голуновым. Не то чтобы я верила в высокую эффективность петиций, митингов и других форм гражданской активности в текущей ситуации, но принимать в них участие — это по крайней мере способ сохранять какое-то самоуважение», — сказала она.
10 февраля Приволжский окружной военный суд вынес приговор семи фигурантам дела «Сети». По версии следствия, они состояли в запрещенном в России террористическом сообществе под названием «Сеть» и планировали атаки во время выборов президента и чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также хотели напасть на отделения «Единой России» и органов власти.
Изначально фигуранты дали признательные показания, однако затем сообщили, что сделали это под пытками, и отозвали их. Они настаивали, что никакой организации «Сеть» не существовало, а «полевые выходы», о которых говорит обвинение, были игрой в страйкбол. Защита фигурантов обращалась с заявлениями о возбуждении дела из-за пыток, но в Следственном комитете им отказали.
Президенту Владимиру Путину неоднократно задавали вопросы о деле «Сети». В декабре 2018 года на заседании Совета по правам человека глава государства заявил, что по местам сбора и жительства участников «Сети» изъяли самодельное взрывное устройство, два пистолета Макарова, гранаты и карабин «Сайга». «Понимаете, это такая серьезная вещь. Нам что с вами мало терактов где‑то там?» — сказал тогда Путин. Обвиняемые говорили, что изъятое при обысках оружие им подбросили.