Музейщики: Приговор устроителям "Запретного искусства" - Средневековье
По мнению эксперта, Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев должны быть признаны невиновными. "Это большая ошибка - судить кого-то за то, что он делает выставку. Это говорит о том, что наше общество не движется вперед, а движется назад, в какое-то Средневековье", - сказал он в беседе с РБК.
По мнению В.Церетели, судить о современном искусстве должны "не специалисты по Древнему Египту", а "люди, которые служат этому искусству". "Это как в оборонной промышленности: нельзя привлечь эксперта по древнему оружию для принятия решения о покупке танка", - подчеркивает он.
Говоря о выставке "Запретное искусство", сотрудник Государственного Эрмитажа Лариса Корабельникова отметила, что она согласна с позицией министра культуры РФ Александра Авдеева. "Произведение искусства может нравиться, может не нравиться, но это вопрос не для суда", - сказала она. "Есть люди, которые занимаются современным искусством, у них одно восприятие. У людей, которые занимаются традиционным искусством, другое восприятие. Вопрос о том, что есть искусство, а что нет - очень сложный и тонкий. Когда-то и Пикассо считали неискусством, прошло время, и теперь он один из самых востребованных художников. Время покажет, что настоящее, а что - нет. Есть мода, есть художники вне времени", - полагает Л.Корабельникова.
Вместе с тем, по ее мнению, в работе должно присутствовать "чувство автора", он должен понимать, стоит выставлять свое произведение или не стоит. В то же время решение выставлять или не выставлять работу напрямую зависит от организатора выставки, отметила Л.Корабельникова. Он принимает решение, руководствуясь тем, "насколько он хорошо знает ту или иную область искусства, насколько он это видит, насколько он умеет и может сравнивать".
Директор Центра современного искусства PERMM Марат Гельман считает решение суда в отношении Ю.Самодурова и А.Ерофеева "абсурдным". "Оно является фиксацией невежества, непонимания границ между искусством и жизнью, непониманием роли художника", - отметил он, подчеркнув, что данный приговор необходимо обжаловать. "Мы же не обсуждаем, что картина "Иван Грозный убивает своего сына" является призывом к убийству. Артиста, который играет бандита, тоже не привлекают к суду. Мы понимаем грань между художественным пространством и жизнью. Надо научиться видеть эту грань, и тогда все сразу станет понятно", - считает М.Гельман.
Он пояснил, что работа, которая больше всего возмутила общественность, - "Икона икра", - была создана Александром Косолаповым, когда все иностранцы возвращались из России "с чемоданами икон и рюкзаками красной икры". "Художник фиксирует явление, и надо обращать внимание на явление. Надо благодарить художника за то, что он в такой метафоричной, иногда гиперболической форме это явление нам показывает", - считает М.Гельман.
Он также напомнил, что на двери выставки было вывешено предупреждение. "Можно на каких-то выставках предупреждать, чтобы туда не приходили дети или чтобы ее не посещали чувствительные или глубоко религиозные люди. Грань - это дверь музея, на которой висит объявление. Никакой другой грани не надо", - сказал он.
М.Гельман сообщил о том, что он был готов провести такую же выставку для того, чтобы "встать рядом с А.Ерофеевым, которому грозит срок". "Сейчас, когда этой угрозы нет, нет смысла в этой выставке. Я буду делать свои выставки, они могут быть не менее острыми", - заключил он.
Напомним, что сегодня Таганский суд Москвы, признав организаторов выставки "Запретное искусство" виновными в разжигании религиозной вражды, назначил Ю.Самодурову и А.Ерофееву наказание в виде штрафа. Столичный суд обязал Ю.Самодурова выплатить штраф в размере 200 тыс. руб., а А.Ерофеева - 150 тыс. руб. Между тем прокуроры настаивали на тюремном сроке для обвиняемых: по мнению представителей обвинения, подсудимые заслуживают 3 лет колонии.
Организаторы выставки признаны виновными в разжигании национальной и религиозной розни. В суде решили, что выставка "Запретное искусство" оскорбляет религиозные чувства православных верующих. Обвиняемые не признали своей вины.