Минюст внес правнучку Чкалова и «ВЧК-ОГПУ» в реестр иноагентов
Телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» и проект «Русский криминал» признали иностранными агентами, следует из обновленного реестра на сайте Минюста.
Также в реестр внесли правнучку советского летчика Валерия Чкалова Дарью Богданову и экс-депутата петербургского муниципального образования «Нарвский округ» Анну Каруличеву.
Анонимный телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» описывает свою тематику так: «раскрываем тайны чиновников, олигархов, гангстеров, силовиков». Кроме этого канал периодически публикует видео с обстрелами ВСУ российских городов.
Проект «Русский криминал» также публикует информацию о жизни чиновников, криминальных лидеров и силовиков. Ранее «ВЧК-ОГПУ» и «Русский криминал» публиковали совместные расследования. В списке Минюста они находятся под одним номером. Руководителями проектов ведомство считает Алишера Абдуллаева и Александра Шварева.
Шварев — бывший журналист «Росбалта», разыскиваемый в России по обвинениям в вымогательстве, он получил политубежище в Латвии. Абдуллаев проходит вместе со Шваревым по делу о вымогательстве средств у миллиардера Алишера Усманова.
Дарья Богданова — активистка движения Freedom Birds for Ukraine, которое занимается сбором средств на покупку дронов и других вещей для ВСУ. На сайте организации говорится, что Богданова проживает в городе Лёвен в Бельгии. Она неоднократно выступала с критикой российских властей после начала военной операции на Украине. В апреле в отношении Богдановой возбудили уголовное дело о призывах к терроризму (ч. 2 ст. 205.2 УК). «РИА Новости» со ссылкой на источник сообщало, что поводом для возбуждения дела стало ее интервью журналисту Олегу Кашину (признан иностранным агентом). В мае МВД объявило девушку в розыск.
Анна Каруличева в 2020 году была выбрана депутатом шестого созыва муниципального образования «Нарвский округ» Кировского района от партии «Яблоко». Спустя несколько месяцев девушку лишили мандата на основании обращения губернатора о якобы наличии в ее декларации искажений, которые не могут быть признаны несущественными. В своих соцсетях Каруличева в том числе выступала против проведения в России мобилизации, называла Россию «государством насилия, бедности и бесправия», а также критиковала российские власти за начало военной операции на Украине.
Каруличева в разговоре с РБК заявила, что связывает включение в реестр с мирной повесткой ее предвыборной кампании, статус иноагента не даст ей возможности участвовать в выборах муниципальных депутатов.
«Разумеется, я ожидала такого развития событий, вопрос был в сроках. Узнала от друзей, сообщение пришло. Скорее всего не буду обжаловать, не вижу смысла тратить на это время», — сказала она.
Понятие «иностранный агент» было впервые введено в российское законодательство в 2012 году. Вначале оно распространялось только на НКО, занимающиеся политической деятельностью. На сегодняшний день законодательство содержит ряд запретов и ограничений в отношении фигурантов из списков иноагентов.
Так, сообщения и материалы иноагента должны распространяться на территории России с соответствующей маркировкой. Кроме того, иноагенты не могут получать государственное финансирование при осуществлении творческой деятельности, преподавать и вести просветительскую деятельность среди несовершеннолетних, производить информационную продукцию для несовершеннолетних, а также принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В последний раз Минюст расширял список иноагентов 5 июля. Тогда в реестр включили бывшего корреспондента русской службы Би-би-си Олесю Герасименко, журналиста The Insider (внесен в реестр иноагентов, признан нежелательным в России) Сергея Ежова, муниципального депутата в Санкт-Петербурге Сергея Трошина, бывшего петербургского мундепа от «Яблока» Федора Уткина и юриста «Института права и публичной политики» (ИППП, признан иноагентом) Григория Вайпана. В настоящее время в реестре иноагентов 834 физических лица, СМИ и организации.