МИД ответил на сообщения о «скрывшейся в посольстве» в Кувейте россиянке
Российский МИД делает «все возможное для защиты прав российских граждан». Так в ведомстве ответили на просьбу «Коммерсанта» подтвердить или опровергнуть информацию о том, что осужденная в Кувейте на 15 лет россиянка Мария Лазарева после вынесения ей приговора находится в российском посольстве. О том, что Лазарева пришла в посольство и не вышла оттуда во время и после объявления приговора, сообщило кувейтское издание Al-Qabas со ссылкой на источники.
РБК направил запрос в пресс-службу посольства России в Кувейте, оперативный комментарий в посольстве дать не смогли, сославшись на закончившийся рабочий день.
Мария Лазарева — исполнительный директор инвестиционной компании KGL Investment и фигурант двух уголовных дел о хищении госфондов Кувейта, которые были выделены на развитие транспортно-портовой инфраструктуры. По первому делу россиянка весной 2018 года была осуждена на десять лет, в начале мая этого года суд Кувейта постановил снять с нее обвинения, но освободить ее разрешил только под залог. В июне она вышла под залог в размере $3,2 млн без права покидать Кувейт. Первое дело сейчас находится на рассмотрении в апелляционной инстанции. Защитники россиянки обращают внимание на то, что главный свидетель по делу — аудитор Государственного аудиторского бюро Кувейта Хамад аль-Аллаян уже получил шесть месяцев тюрьмы за подделку документов, на основе которых и был вынесен приговор россиянке.
По второму делу — о растрате средств созданного KGLI The Port Fund — приговор был вынесен 11 ноября. Уголовный суд страны первой инстанции приговорил Лазареву к 15 годам лишения свободы, штрафу в размере более семи миллионов долларов, а также к «каторжным работам». Это дело также строилось на показаниях аудитора Хамада аль-Аллаяна. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что считавшиеся пропавшими средства ($496 млн) были заморожены на счетах дубайского Noor Bank. «Как можно вменять хищение денег, когда известно, что они по решению прокурора Дубая были заблокированы в банке Дубая, проходили там проверку на коррупционность в течение полугода. Впоследствии деньги поступили, инвесторы их получили, в том числе пенсионный фонд Кувейта, при этом дело продолжается, и обвинение базируется на показаниях одного человека, который осужден за подделку документов», — считает президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов, находившийся в понедельник в Кувейте.
На уточняющий вопрос о местонахождении россиянки он ответил: «В безопасном месте». Рассказать подробности Платонов отказался. Член комитета спасения Марии Лазаревой Владимир Сидоров на вопрос РБК о том, обращалась ли осужденная в Кувейте россиянка в посольство, ответил, что у него «нет комментариев». «Я могу сказать, что она сейчас в безопасности», — добавил Сидоров.
Во вторник Платонов побывал в МИДе, где рассказал о ситуации с Лазаревой. Российские власти уже несколько месяцев занимаются ее делом. В ходе визита в эмират весной этого года министр иностранных дел России Сергей Лавров рассказал, что обсудил с властями Кувейта ситуацию с Лазаревой, попросил обеспечить ее законные права. На это его кувейтский коллега Сабах Халид аль-Хамад ас-Сабах ответил, что его страна «уважает все свои обязательства в рамках международных договоров».
В этом году российским дипломатам удалось оперативно добиться освобождения задержанной в Иране журналистки Юлии Юзик. Однако добиться снятия обвинений с Лазаревой пока не удалось. Отношения между Россией и Кувейтом вполне дружеские, хотя объем политических, экономических и военных отношений ограничен по естественным причинам — обе страны экcпортируют энергоресурсы, в торговом отношении мало интересны друг другу, говорит эксперт Российского совета по международным делам Елена Мелкумян. Эксперт указывает на то, что власти Кувейта подчеркивают независимость судебной системы и, как следствие, невозможность повлиять на решения. Учитывая же ограниченность отношений, у России нет возможности оказать давление на эмират.
Платонов указывает, что возможность подать жалобу на приговор во вторую и третью судебную инстанцию есть, но это может занять слишком много времени.
Если Лазарева действительно находится на территории российского загранучреждения, можно отметить беспрецедентность этой ситуации, говорит правозащитник Александр Ионов. Российская Федерация конституционно обязана защищать законные интересы и права граждан, напоминает он. С ее выездом в другую страну, однако, могут возникнуть проблемы: сотрудники посольства могут поместить ее в машину со спецномерами и вывезти на территорию аэропорта, однако в этом случае ей придется пройти миграционный контроль, хотя бывают случаи, когда это требование не соблюдалось, говорит Ионов.