Эксперты заявили о преследовании традиционных религий в России
Свидетели на обысках
Информационно-аналитический центр «Сова» представил ежегодный доклад о свободе совести в России (есть у РБК) с данными за 2018 год. Эксперты отмечают продолжение государственного курса на ужесточение политики в отношении новых религиозных движений и протестантских организаций.
На момент написания доклада более 120 представителей «Свидетелей Иеговы» подверглись уголовному преследованию, 25 из них содержатся под стражей, отмечается в докладе. Около 5 тыс. верующих вынуждены были искать политического убежища за пределами России (данные со ссылкой на представителя европейской ассоциации «Свидетелей Иеговы» Ярослава Сивульского). По его же сведениям, с момента запрета централизованной и местных организаций «Свидетелей Иеговы» в рамках уголовных дел в разных регионах было проведено около 270 обысков.
Продолжается преследование верующих и в рамках поправок из пакета «Яровой — Озерова», ограничивающих миссионерскую деятельность.
Согласно статистике Верховного суда за первую половину 2018 года, по ст. 5.26 КоАП (нарушение законодательства о свободе совести) к ответственности были привлечены 42 юридических и 105 физических лиц. В большинстве случаев в качестве наказания назначался штраф (еще в четырех — конфискация, в двух — обязательные работы, по одному — выдворение из страны). Общая сумма штрафов по этим делам за полгода составила 2,5 млн руб.
«Пакет Яровой» для традиционных религий
Под «антимиссионерские» поправки попадали не только представители новых религиозных движений, но и верующие традиционных религиозных организаций. В Москве за «незаконное» миссионерство было оштрафовано шесть граждан Израиля, которые возжигали ханукальные свечи в офисе Центра изучения каббалы.
Несколько раз к ответственности за «незаконное» миссионерство привлекались мусульманские организации. Под поправки попало и несколько африканских студентов, ходивших в церковь пятидесятников (дело нижегородских студентов Кудзая Нямаребву и Носисы Шибу, последнюю постановили депортировать из России за пение на богослужении). Штрафы за «незаконное» миссионерство выносились за ненадлежащее, по мнению проверяющих органов и суда, оформление таблички при входе в помещение религиозной организации (дела на мормонов в Таганроге, курганских баптистов, нижегородских и брянских адвентистов).
Конфликты вокруг храмов
Другая проблема — напряжение вокруг строительства религиозных объектов, отмечают эксперты. Причиной напряжения становятся неудачный выбор места и проблемы с проведением общественных слушаний. Протесты против строительства храмов в зеленых зонах были отмечены в Петербурге, Ижевске, Челябинске, Чите, Первоуральске Свердловской области, селе Элекмонар на Алтае, в Екатеринбурге. В некоторых случаях протесты были обусловлены желанием видеть на спорном участке вместо храма какой-либо другой объект.
Иногда протесты местных жителей вызывало и строительство мечетей в связи с ожиданием возможных неудобств от соседства с мечетью или ксенофобскими мотивами. Так, жители Казани, выступившие против строительства мечети на Хороводной улице, опасались громких азанов (призывов на молитву). С трудностями при строительстве молитвенных учреждений приходилось сталкиваться и другим религиозным организациям, например пермским пятидесятникам и новосибирским мормонам.
«Сова» фиксирует усиление проблем с использованием имеющихся зданий у религиозных организаций, в первую очередь у протестантских церквей. Часто претензии у чиновников возникали к зданиям, использовавшимся на протяжении нескольких лет без каких-либо нареканий со стороны властей.
Например, в Туле и Новороссийске были снесены молитвенные дома пятидесятников. В Орле суд по иску прокуратуры запретил евангельской церкви «Воскресение» эксплуатацию молитвенного дома. В Казани суд постановил снести частный дом, в котором проходили богослужения евангельских христиан-баптистов. Сложности с использованием помещений часто возникали и у православных различных юрисдикций. У Российской православной автономной церкви (РПАЦ) был изъят последний исторический храм — Ильинская церковь XIX века в Брянской области. Мэрия Краснодара обратилась в суд с иском о сносе строящегося старообрядческого храма.
Сложности возникали и у приходов РПЦ. Так, власти Москвы из-за строительства автомагистрали решили снести деревянный храм преп. Иосифа Волоцкого в Старом Беляево, а также расположенные рядом с ним воскресную школу, спортивный зал и миссионерский центр. Аналогичный конфликт в Екатеринбурге, где в связи со строительством трамвайной линии понадобилось снести храм Иоанна Крестителя.
Нестандартные дела
В докладе перечислены нестандартные формы дискриминации членов религиозных групп. Несколько священнослужителей в течение года были высланы из России или им отказывали во въезде. Эксперты приводят как пример главного раввина Ульяновской области Йозефа Марозофа из-за обвинений в экстремизме, главного раввина Омской области Ошера Кричевского также по обвинениям ФСБ и пастора российского христианского центра «Восстановление» Евгения Пересветова (отказали во въезде из-за неоплаченного штрафа за грязные номера автомобиля).
За нарушение закона о персональных данных во Владивостоке оштрафовали руководителей приморской организации Центра сознания (они хранили копии паспортов трех членов ее руководства). В Омске приговорили к трем с половиной годам лишения свободы пастора религиозной группы евангельских христиан «Возрождение XXI век» Николая Кузнецова — дело по ч. 1 ст. 239 (создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан) и п. «б» ч. 3 ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Обвинение было вынесено на основе экспертного заключения, в котором говорилось, что используемые руководством организации «психотехнологии» привели верующих к расстройству личности. В качестве доказательства наличия психического расстройства у прихожан авторы экспертизы приводили, в частности, свидетельства верующих о «чувстве единения с богом».
В докладе отмечается и позитивная тенденция: приостановилось уголовное преследование за оскорбление религиозных чувств. Заметно снизилась и активность общественных защитников религиозных чувств, а все их протесты в отличие от предыдущего года носили мирный характер.
В то же время в СМИ продолжают появляться материалы на религиозные темы, которые «Сова» рассматривает как диффамационные. «Обилие антисектантских материалов на федеральных телеканалах, по-видимому, призвано легитимировать репрессивные меры по отношению к этим религиозным организациям», — считают эксперты.
В сочетании с некоторыми другими событиями, не затронутыми в этом докладе, такими как конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами, можно говорить о нарастании напряженности в сферах государственной политики, имеющих отношение к религии, подводят итог в «Сове».
Россия находится на пороге хрущевского натиска на религиозные организации по количеству политических заключенных и числу закрытых организаций, прокомментировал доклад «Совы» историк религии из Бременского университета в Германии Николай Митрохин. Он полагает, что после «свидетелей» ужесточения могут коснуться и других религиозных групп.