Клевета обойдется в 17 раз дороже побоищ на митингах
Текст нового закона, который еще предстоит одобрить Совету Федерации и подписать президенту РФ, разительно преобразился по сравнению с первоначальным вариантом накануне вечером. Парламентарии изъяли из списка наказаний за клевету лишение свободы и принудительные работы, но заменили их беспрецедентными штрафами.
Во второй раз за лето ради одного вида правонарушений была изменена основная часть "карательного" кодекса в части установления максимально возможного штрафа для россиян - на этот раз Уголовного. В начале июня для того, чтобы повысить штрафы за нарушения на митингах, была изменена основная часть Кодекса об административных правонарушениях. Но если максимальный штраф в КоАП был повышен для простых граждан в 60 раз - с 5 тыс. до 300 тыс. руб., то штраф в Уголовном кодексе вырос всего в 5 раз - правда, до астрономической для большинства граждан РФ суммы 5 млн руб.
То есть клеветать теперь будет почти в 17 раз дороже, чем устраивать массовые нарушения на митингах. А так как клевета никогда не относилась к тяжким и особо тяжким видам преступлений, депутаты исключили из УК РФ упоминание о том, что штрафы свыше 500 тыс. руб. могут назначаться только для таких видов преступлений.
До этого на сумму свыше 1 млн руб. можно было штрафовать только коррупционеров, для этого некоторое время назад в общую часть УК РФ (определяет, какие бывают виды наказания, какие их размеры можно считать целесообразными безотносительно конкретного состава преступления) было внесено соответствующее дополнение. Законодатели посчитали, что взяточники могут платить и побольше. До сих пор они оставались единственным исключением в Уголовном кодексе, теперь же к ним добавляются клеветники.
Штрафы были повышены, после того как высшее руководство страны урезало аппетиты депутатов, предлагавших за клевету сажать на срок до 5 лет. Парламентарии прислушались к настоятельной рекомендации убрать из готовящейся статьи УК о клевете санкцию в виде лишения свободы и резко повысили возможные штрафы, убив двух зайцев - теперь (после изменения вводной части УК) проще будет, в случае необходимости, увеличить штрафы и за другие виды преступлений.
Любопытно, что в результате криминализации клеветы административную ответственность перестанут нести юридические лица. Наказания в виде штрафов для них предусматривались в Кодексе РФ об административных правонарушениях, теперь же в связи с упразднением этой статьи юрлица-клеветники будут нести в лучшем случае только гражданско-правовую ответственность, то есть компенсировать моральный вред, причиненный оклеветанному лицу. Ту же самую ответственность и вдобавок к ней - огромную уголовную - будут нести и физические лица, допустившие клевету.
Странность в том, что при штрафах в 5 млн руб. мало кто из оклеветанных когда-либо сможет получить компенсацию морального вреда в размере хотя бы на уровне 1 млн руб. (суды обычно назначают такие суммы только в случае смерти потерпевшего). Между тем штраф (в размере до 5 млн руб.) перечисляется в пользу государства, которое от клеветы никак не пострадало, а компенсация морального вреда (как уже сказано, редко дотягивающая даже до 1 млн руб.) - непосредственно оклеветанному лицу. Так что на размер компенсации потерпевшим новый закон мало влияет.
Как и обещали авторы законопроекта, новая статья о клевете в УК РФ будет содержать несколько более разветвленную структуру составов этого преступления. Квалифицирующие признаки отдельных составов касаются способа совершения преступления (клевета в публичном выступлении, в СМИ, клевета с использованием служебного положения), содержания самой клеветнической информации (клевета об опасном заболевании, о совершении преступлений различных категорий), а также того, кто является потерпевшим.
Так, в отдельную статью выделена ответственность за клевету в отношении судей, присяжных, следователя, дознавателя, прокурора или судебного пристава. Причем квалифицироваться клевета против судьи и остальных упомянутых лиц по этой статье будет лишь тогда, когда она совершена в связи с рассмотрением дела в суде либо, соответственно, расследования дела или исполнения судебного решения или иного акта. Все указанные лица по какой-то причине поделены на две категории, за клевету в отношении одной из которых (судьи, присяжные и иные участники судопроизводства) полагается штраф в размере до 2 млн руб., для всех остальных уровень штрафа по неназванным причинам составит до 1 млн руб.
Как отмечают юристы, в ходе применения названных норм может возникнуть проблема с прокурорами, которые, с одной стороны, могут попасть в категорию "лица, участвующего в отправлении правосудия" (когда поддерживают обвинение в суде), а с другой - во вторую категорию, то есть в связи с расследованием дела. При этом сами прокуроры, как известно, никаких дел расследовать пока не могут, но в законе они называются именно среди этой - второй - категории лиц.
Неоднозначно закон призывает относиться к клевете в отношении судебных приставов. Предлагается особым образом наказывать только за клевету в отношении пристава, озвученную в связи с "исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта". При этом приставы исполняют далеко не только судебные акты, но и акты уполномоченных органов, причем таких актов намного больше, чем решений судов. В итоге пристав, взыскивающий штраф в 1 млн руб. по решению суда, например, с того же клеветника, будет защищен более весомыми штрафами, чем его коллега, взыскивающий штраф в 500 млн руб. по решению Федеральной антимонопольной службы.
Статью "Клевета" в Уголовный кодекс РФ возвращают всего через полгода после ее декриминализации (в декабре 2011г.) в пакете предложенных тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым поправок по либерализации УК. А так как за этот период каких-либо вызвавших широкий резонанс дел о клевете с трагическими последствиями не произошло, ряд экспертов, в том числе адвокатов, полагают, что принятие нового закона вызвано политическими причинами. Так, по их мнению, власть пытается подстраховаться от войны компроматов в ходе осенней предвыборной кампании, когда впервые после длительного перерыва будут проводиться несколько выборов губернаторов. На эту причину косвенно указывает и скорость прохождения закона через Государственную думу: он принят всего за неделю без широкого общественного обсуждения.
Между тем противники законопроекта указывают, что инициатива перевода клеветы и оскорблений из разряда уголовных наказаний в разряд административных была связана с частым использованием этой статьи для возбуждения уголовных дел против лиц, не угодных местным чиновникам. Так, до нововведений в УК уголовные дела по статье "Клевета" часто возбуждались в случае появления в СМИ критических статей, касающихся руководителей регионов или муниципальных образований. Также такие дела заводились против милиционеров, жаловавшихся на свое начальство, и против граждан, сообщавших о незаконных действиях сотрудников правоохранительных органов. Теперь же такие дела опять могут войти в практику.
В свою очередь в числе больших сторонников возвращения клеветы в Уголовный кодекс оказались адвокаты звезд, которые говорят, что перевод этого вида наказаний в разряд административных привел к тому, что публичные фигуры столкнулись с валом клеветнических заявлений в свой адрес.