Инфекционист Минздрава оценил теорию о «финальном штамме» коронавируса
Наивно думать, что эволюция коронавируса остановится на варианте «омикрон», заявил в интервью РБК главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава Владимир Чуланов. В процессе эволюции может появиться штамм, который окажется более приспособленным к возникшим условиям и займет место «омикрона», предостерег он.
SARS-CoV-2 размножаются с помощью фермента РНК-полимеразы, который делает копии генома. При этом вирусные ферменты высокопроизводительны, но менее точны: вирус производит значительное количество генетических вариантов, и одна часть из них сразу погибает, а другая участвует в эволюционном отборе, разъясняет инфекционист. Если какие-то варианты вируса оказываются более приспособлены к условиям, они начинают доминировать в популяции. Появление мутаций зависит от условий, в которых живет вирус.
Последние несколько месяцев ученые и эксперты высказывают мнение, что «омикрон» может стать последней мутацией коронавируса или разновидностью, «которая завершит пандемию». Генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебрейесус ранее усомнился в этой теории, а также уточнил, что, несмотря на то что «омикрон» вакцинированные переносят легче, чем «дельту», относить его к категории «легких» не следует.
Существует также другая теория об «омикроне»: ряд экспертов, в том числе вирусолог Петр Чумаков, допустили, что он мог быть искусственно создан, «чтобы прекратить пандемию». По версии Чумакова, на искусственность этого штамма может указывать некая вставка из трех аминокислот, якобы нехарактерная для него. Инфекционист Минздрава Владимир Чуланов назвал в разговоре с РБК такие теории конспирологическими и плохо обоснованными.
Вставка, о которой идет речь, необходима для эффективного прикрепления вируса к «хозяину», но могла появится у нового штамма естественным путем, указывает он.
«Приобретя ее в процессе эволюции, вирусы сохраняют ее, ведь она дает преимущество. Произойти это могло за счет того, что вирус приобрел способность заражать крыс и мышей. После них, пройдя какую-то эволюцию в животном организме, вновь вернулся к нам. Природа вполне имеет множество объяснений для такой эволюции штаммов», — резюмировал Чуланов.