Утром 14 февраля в возрасте 96 лет умерла мать политика Бориса Немцова Дина. Об этом сообщила дочь Немцова Жанна в Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России).
«Сегодня утром не стало моей бабушки Дины Яковлевны Немцовой, мамы моего папы», — написала она, прикрепив к посту фотографию бабушки.
Дина Немцова (в девичестве Эйдман) родилась 3 марта 1928 года в Горьком (нынешний Нижний Новгород). В 1952 году окончила с отличием педиатрический факультет Горьковского медицинского института им. С.М.Кирова. После учебы в институте работала по специальности в Мурманске, Сочи и Горьком.
Незадолго до гибели Немцов в интервью изданию «Собеседник» (сайт заблокирован в России) рассказывал в том числе о своей маме и отношениях с ней. «Она заслуженный врач-педиатр, уже давно на пенсии, но до сих пор интересуется всем, что связано с медициной. Она прожила очень тяжелую жизнь: во время войны, будучи школьницей, рыла окопы, потом воспитывала двоих детей (Бориса и его сестру Юлию. — РБК)», — говорил он.
Политик сообщил, что его мать живет в Нижнем Новгороде одна, но «поживает отлично». «У нее седых волос меньше, чем у меня, у нее нет склероза, она в абсолютно здравом уме и ясной памяти. Обсуждаем с ней успехи моих детей и ее внуков. О политике с мамочкой тоже поговорить очень любим», — добавил Немцов.
В день рождения Немцовой в 2015 году в Москве прошли похороны ее сына, убитого вечером 27 февраля на Большом Москворецком мосту шестью выстрелами из пистолета. Гражданская панихида в Сахаровском центре продлилась четыре часа. Все это время Немцова вместе с бывшей гражданской женой политика Екатериной Одинцовой и их детьми простояла у гроба.
После гибели оппозиционера на странице его матери в Facebook публиковались научные работы сына, а также личные воспоминания с фотографиями.
Следствие пришло к выводу, что убийство Немцова было заказным, исполнители получили за него около 15 млн руб. Летом 2017 года к 20 годам по делу об убийстве политика приговорили бывшего бойца чеченского батальона внутренних войск «Север» Заура Дадаева. Сроки по делу также получили братья Анзор и Шадид Губашевы (19 и 16 лет колонии соответственно), Темирлан Эскерханов (14 лет) и Хамзат Бахаев (11 лет). Еще один подозреваемый, Беслан Шаванов, подорвался на гранате во время задержания.
Организатором преступления СК называет Руслана Мухудинова, бывшего водителя офицера батальона «Север» Руслана Геремеева. Он объявлен в розыск. Самого Геремеева потерпевшие считают основным организатором убийства. Заказчик не установлен.
Дочь Немцова Жанна просила отменить приговор обвиняемым, чтобы переквалифицировать дело с убийства (ст. 105 УК) на посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК): бывший вице-премьер Борис Немцов на момент убийства был депутатом Ярославской областной думы и сопредседателем ПАРНАС.
Она также называла расследование в России неэффективным и говорила о политическом мотиве убийства. Спустя несколько месяцев после гибели отца Немцова подала жалобу в ЕСПЧ, обвинив российские власти в нарушении ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (права на жизнь), а также ст. 10, 13 (право на свободное выражение мнения и право на эффективное средство правовой защиты).
В июле 2023 года ЕСПЧ, поддержав позицию о неэффективности расследования, постановил, что Россия должна выплатить дочери оппозиционера €20 тыс. Москва вышла из-под юрисдикции этого суда в 2022-м, после решения покинуть Совет Европы.
Президент России Владимир Путин в декабре 2021 года заявил, что сделал все для раскрытия убийства оппозиционера. «Как вам известно, за совершенные преступления люди сидят в тюрьме», — отметил он.