Toyota и Chrysler стали самыми прибыльными автоконцернами в мире
В 2013г. Toyota продала 10,2 млн автомобилей и стала самым прибыльным автопроизводителем по показателю доналоговой прибыли из расчета на один автомобиль, следует из отчета CAR (есть в распоряжении РБК). Этот показатель у японского концерна составил 1558 евро, а рентабельность - 8,8%.
Росту общих продаж Toyota в 2013г. (увеличение на 233 тыс. авто) способствовали ослабление иены и общее оздоровление японского рынка. В результате, несмотря на регулярные массовые отзывы автомобилей в мастерские для устранения дефектов, Toyota удается оставаться самой высокодоходной компанией.
Вторым по доходности автопроизводителем стал Chrysler. "Три года назад такое было бы просто невозможно представить", - отметил глава CAR профессор Фердинанд Дуденхоффер. Глава Fiat-Chrysler Cерджио Маркионне сумел превратить стоявшую на грани банкротства компанию в процветающий бизнес. Ему повезло с конъюнктурой: спрос на американском рынке, от которого Chrysler по-прежнему сильно зависит, начал восстанавливаться. В итоге доналоговая прибыль Chrysler на каждый реализованный автомобиль составила в 2013г. 1281 евро. В 2012г. этот показатель был на 181 долл. больше, падение частично объясняется укреплением европейской валюты (большую часть прибыли Chrysler получает в долларах). Основными рисками для дальнейшего развития компании Дуденхоффер считает "концентрацию на американском рынке и характерную для последних лет экономию на инвестициях в новые модели".
На девятом месте по доходности, несмотря на все новые рекорды продаж, оказался Volkswagen. При 9,95 млн проданных автомобилях с каждого из них немецкая компания получила лишь 616 евро прибыли, ее рентабельность составила всего 2,9%, отмечает Дуденхоффер. Показатель прибыли VW последовательно снижается: в 2012г. он составлял 751 евро, в 2011г. - 853 евро.
"Для Volkswagen эта опасная тенденция, так как немецкий концерн, в отличие от Toyota, зарабатывает в первую очередь на своих премиальных брендах - Porsche и Audi, а классический бизнес с массовыми авто доходы ему практически не приносит", - говорится в отчете CAR.
Явными аутсайдерами рейтинга CAR стали европейское подразделение Ford, Opel-Vauxhall, Peugeot-Citroen, Seat, Renault и Fiat. При этом, если убытки Fiat и Renault на каждый проданный авто по сравнению с 2012г. увеличились, то конкурентам удалось их сократить за счет успешно продвигающейся санации. По итогам 2013г. рекордсменами по убытку на каждый реализованный автомобиль являются ориентирующиеся практически только на Европу испанский Seat (331 евро) и Fiat Auto (224 евро).
В сегменте массовых автомобилей этот показатель в 2013г. сильнее всего снизился у Skoda, VW, Fiat, Hyundai и Kia, подсчитал CAR. Впрочем, это касается большинства премиальных марок, за исключением Ferrari-Maserati (прибыль на каждый авто - 28 тыс. евро, рентабельность - 13,1%) и Porsche (17 тыс. евро, 17,6%). За ними в рейтинге CAR следуют BMW (4,1 тыс. евро,; 10,9%) и Audi (3,7 тыс. евро, 11,2%). В 2014г. аналитики CAR пока прогнозируют рост прибыли для всех автопроизводителей.
Александр Полоцкий