Пациенты и фармкомпании написали Мишустину об опасности «второго лишнего»
Приведет ли новое предложение Минпромторга к дефициту лекарствФармацевтические ассоциации, объединяющие крупнейших иностранных и российских производителей лекарств и представителей аптечных сетей, и сообщества пациентов попросили премьер-министра Михаила Мишустина отклонить разрабатываемую Минпромторгом инициативу, которая в профессиональном сообществе получила название «второй лишний».
По их мнению, это предложение может дестабилизировать рынок и спровоцировать дефицит лекарств из-за ограничения конкуренции. Об этом говорится в письме на имя премьер-министра 7 объединений, в их числе — Ассоциация международных фармпроизводителей (AIPM), Союз профессиональных фарморганизаций (СПФО), Лига защитников пациентов, Всероссийский союз пациентов.
Фармассоциации объединяют больше 60 компаний — Pfizer, Abbott, AstraZeneca, Johnson & Johnson, Bayer, Servier, Merck, Novartis, аптечные сети — «Неофарм», «Ригла» и другие.
В чем суть предложения «второй лишний»
О разработке так называемого предложения «второй лишний» стало известно в марте из поручений вице-премьера Татьяны Голиковой. Суть инициативы в следующем: если на торги выходит компания из стран ЕАЭС с препаратом из списка стратегически значимых, по которому локализовано производство полного цикла (от синтеза молекулы вещества до выхода на массовое производство), то заявки от других производителей, у которых такой цепочки производства в рамках союза нет, отклоняются. По задумке министерства механизм не будет применяться, если заявки от производителей полного цикла нет или если конкретное лекарство не производится на территории ЕАЭС. Сейчас инициатива не принята правительством, а Минпромторг и Минздрав ведут консультации, чтобы понять, не приведет ли вступление в силу решения об ограничении на торгах к дефициту лекарств.
Предоставление таких преференций, как «второй лишний» для производителей фармсубстанций, авторы письма называют принудительным внедрением антиконкурентного механизма в интересах группы производителей лекарств.
Какие риски может нести инициатива
Ассоциации фармкомпаний и пациентов уверены, что вступление в силу предложения Минпромторга грозит фармотрасли несколькими серьезными последствиями — нарушением устойчивых производственных и логистических цепочек и жесткой зависимостью производителей лекарств от нестабильного объема производства субстанций должного качества.
Кроме того, по мнению представителей сообществ, инициатива Минпромторга сделает уязвимой систему лекарственной безопасности в стране из-за того, что небольшие объемы фармсубстанций будет нерентабельно выпускать. Одним из последствий может стать дефицит лекарств из-за того, что конкуренция будет ограничена, что может и вовсе привести к вынужденному уходу с рынка многих производителей, считают они. «Страна рискует вообще остаться без определенных лекарств, если производитель полного цикла не сможет удовлетворить потребность в масштабе всей системы здравоохранения», — говорится в обращении.
В подтверждение своих слов авторы приводят действующее сейчас на госзакупках правило «третий лишний» (постановление правительства №1289), из-за которого, по их словам, снизилась доступность лекарств, и правительство вынуждено было в скором порядке исправлять ситуацию. По правилу «третий лишний» иностранный производитель лекарств не допускается на торги, если на аукцион выходят хотя бы два производителя из стран ЕАЭС.
Авторы обращения предостерегают, что введение новых ограничительных мер по принципу «свой-чужой» при госзакупках препаратов может грозить созданием коррупционных цепочек из «своих уполномоченных» производителей, дистрибьюторов, аптек. Такие производители смогут диктовать свои цены и условия прежде всего на социально значимые препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), которые закупаются регионами, опасаются представители ассоциаций. Они настаивают, что уже сейчас в России сформирован механизм поддержки производителей полного цикла на госзакупках по тому же постановлению правительства №1289.
В заключении авторы письма просят отклонить инициативу «второй лишний» при закупках лекарств за счет бюджета, а по другим мерам поддержки производителям фармсубстанций провести широкое обсуждение.
Источник в правительстве сообщил, что письмо поступило в аппарат и направлено для рассмотрения в Минпромторг совместно с другими заинтересованными ведомствами. РБК направил запрос в Минпромторг.
Как отреагировали производители субстанций
С доводами авторов письма спорит председатель правления Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС, которая объединяет производителей полного цикла, Станислав Наумов. По его словам, аргументы иностранных производителей лекарств и ассоциаций ошибочны. Иностранные оригинальные препараты уходят с российского рынка не из-за преференций, а в основном из-за низких цен после появления дженериков и биоаналогов. Кроме того, высказанные ранее ассоциациями прогнозы очень часто оказывались неточными, пишет Наумов в ответном заявлении (есть у РБК)
В ситуации, когда из-за пандемии коронавируса возможны перебои с поставками субстанций из-за рубежа, переход производств на полный цикл особенно важен, говорится в обращении. «Мы понимаем обеспокоенность пациентов и нацелены на абсолютное соответствие наших возможностей их требованиям и ожиданиям. Локализация по полному циклу позволит наладить выпуск собственных лекарств и сделает терапию социально значимых заболеваний доступнее по цене», — говорится в заявлении. Как утверждает Наумов, производители фармсубстанций полного цикла из стран ЕАЭС готовы к диалогу, и в ассоциации рассчитывают, что иностранные компании увеличат производство лекарств на основе субстанций, произведенных на территории России. Также он говорит, что существующие стимулы для производителей субстанций на госзакупках в течение 2020 года сработали лишь несколько раз.
Проект преференций на госзакупках касается только перечня из 215 стратегических важных препаратов, объясняет президент компании-производителя фармсубстанций «Активный компонент» Александр Семенов. Те иностранные компании, которые готовы локализовать производство субстанций, получают те же преференции, что и российские, если же производства нет, то и преференция не работает, добавляет он.