Палата адвокатов ответила на петицию словами про «не уличную демократию»
Поправки в Кодекс профессиональной этики адвокатов принимаются не методами уличной демократии, а в соответствии с установленной процедурой — так президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко ответил на письмо 450 адвокатов, которые выступили против поправок.
Авторы послания считают, что поправки расширяют полномочия руководства и увеличивают зависимость рядового адвоката от адвокатской палаты. По словам адвоката Даниила Бермана, «любые изменения, которые в той или иной степени ухудшают положение адвокатов, ухудшают положение его подзащитных».
Пилипенко ответил, что над поправками в Кодекс рабочие группы трудились с декабря 2019 года, и в них входили «уважаемые представители российской адвокатуры», люди более чем ответственные и профессиональные.
«Надо иметь в виду, что у нас не уличная демократия, и поправки в КПЭА не принимаются на площади или путем сбора голосов под петициями в социальных сетях. Есть установленные законом процедуры, есть компетентный орган, который называется Всероссийский съезд адвокатов. Да, из-за ограничений, вызванных коронавирусом, в этом году участвовать в работе Съезда смогут не по три представителя от региональной адвокатской палаты, как это было раньше, а по одному, но при этом, как и прежде, сохраняется правило одного голоса от каждой палаты», — говорится в ответе президента палаты адвокатов.
По его словам, 99% адвокатов солидарны с органами самоуправления и доверяют им. «А к единодушию мы никогда не стремились, отдавая должное человеческой натуре и особенностям профессии», — отметил Пилипенко.
«Хотя мы не против такого выражения социальной активности наших коллег, но хотелось бы, конечно, чтобы они обращались к руководителям своих адвокатских образований и своих адвокатских палат прежде, чем включали себя в какие-то списки в интернете. Российская адвокатура — вольная организация, но республикой ШКИД она в ближайшее время не станет», — резюмировал он.
Кодекс профессиональной этики адвоката — это обязательный к исполнению корпоративный акт, за нарушение которого адвокат может лишиться статуса.
Авторы письма, которое обращено к делегатам X съезда российских адвокатов, считают, что поправки «чаще всего не были предметом обсуждения на собраниях и конференциях адвокатских палат регионов». «Из заявлений руководителей ФПА усматривается, что по состоянию на 22 марта 2021 года обсуждение прошло менее, чем в половине (38 из 85) адвокатских палат, и в них приняло участие лишь около 500 адвокатов, т. е. меньше одного процента от общего числа членов адвокатского сообщества», — говорится в обращении.
Они выдвинули ряд претензий к проекту и считают, что поправки — это шаг к «разрушению основ демократичной, самоуправляемой, независимой адвокатуры, к созданию в ней атмосферы страха и чиновного подчинения, к уничтожению любых проявлений корпоративной самостоятельности и солидарности».