РПЦ обвинила противников храма в Екатеринбурге в попытке раскола общества
Екатеринбургская епархия сделала все возможное для достижения согласия в обществе по вопросу строительства храма в городе, но снос забора противниками стройки говорит об их радикальной позиции и попытке расколоть общество, считают в Московской патриархии. Об этом РБК рассказал зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
«Мы считаем очень важным, чтобы при решении вопроса строительства храма учитывались мнения разных общественных сил и групп граждан, — заявил Кипшидзе РБК. — Однако считаем, что в данном случае Екатеринбургская митрополия приняла все возможные усилия для достижения общественного согласия, провела большую разъяснительную работу».
По его словам, подавляющее большинство не только жителей Екатеринбурга, но и других регионов «едины в понимании» того, что строительство храма в центре любого города — это «возможность украсить» его, создать место для общей молитвы и проведения на базе храма социальных инициатив — образовательных и воспитательных.
«Я также считаю, что такие действия, как снос строительного забора, свидетельствуют о радикальной позиции протестующих против строительства храма и попытке, на мой взгляд, поляризировать общество, — добавил Кипшидзе. — В обществе существует множество других механизмов выражения своего мнения. А нападение на сторонников строительства храма, снос забора — это действия, на которые способна очень узкая группа лиц, которая ставит целью не выражение своего мнения, а создание конфликта и разделения в обществе».
По словам Кипшидзе, в Московской патриархии приветствуют инициативу губернатора, который предложил оппонентам провести переговоры.
«Вместе с тем я полагаю, что участниками такого диалога не могут быть те люди и общественные силы, которые просто выступают против религии во всех ее проявлениях. Мы живем в обществе, где уважается и обеспечивается религиозная свобода, а она предполагает в том числе право на строительство молитвенных помещений, нравится это кому-то или нет», — заключил собеседник РБК.
В центре Екатеринбурга в сквере у Театра драмы планируют построить храм Святой Екатерины к 2023 году, на 300-летие города. Изначально здание хотели построить на площади Труда, а затем — на насыпном острове в акватории городского пруда.
В понедельник, 13 мая, в городе прошла стихийная акция протеста в защиту сквера, в которой участвовали до 2 тыс. человек. Демонстранты обрушили строительный забор, после чего их вытеснили из периметра стройки сторонники строительства храма и сотрудники компании-застройщика. По данным местных СМИ, на стороне сторонников выступали также бойцы местного клуба единоборств, а полиция практически не вмешивалась в ситуацию.
Екатеринбургская епархия назвала прошедшую акцию «разжиганием гражданского противостояния» и сообщила, что строительство собора Святой Екатерины идет «строго в соответствии с действующим законодательством». Фонд Святой Екатерины, комментируя акцию 13 мая, счел ее провокацией.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на своей странице в Instagram назвал происходящее «сложной ситуацией», в которой можно понять и верующих, для которых важно строительство храма Святой Екатерины, и протестующих, желающих сохранить «каждый кусочек зелени и деревьев в центре Екатеринбурга». По его словам, сейчас его главная задача — «добиться мира, спокойствия и понимания», а не решать проблему путем уличного конфликта. Глава региона предложил принять у себя по пять представителей с каждой стороны для обсуждения проблемы строительства.
Столкновение в сквере в понедельник началось около 23:00, рассказал РБК екатеринбургский правозащитник Никита Томилов. По его словам, на место прибыли сотрудники полиции и Росгвардии. «Туда же съехались «спортсмены». Они стали поднимать ранее упавший забор, бить тех, кто противился этому. Под разнос попадали все: и женщины, и мужчины, — сказал правозащитник. — При всем этом они даже не рассчитывали силы. Сотрудникам СМИ начали ломать камеры, у тех, кто пытался кому-то позвонить, выхватывали телефоны».
По словам Томилова, по итогам инцидента правоохранительные органы задержали одного человека по ст. 19.3 КоАП (неповиновение законному требованию сотрудника полиции).
Правозащитник заметил, что основная претензия протестующих связана не с самим фактом строительства храма, а с местом его возведения.