Минобрнауки доработает постановление о просветительской деятельности
Минобрнауки решило доработать проект постановления правительства, разработанного в соответствии с законом о просветительской деятельности в России. Об этом сообщила пресс-служба ведомства, передает «Интерфакс».
«В Минобрнауки России поступает множество запросов и предложений по проекту постановления правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности», в том числе от представителей ИT-сферы, сфер экологии, культуры, образования. Также 29 апреля 2021 года в Общественной палате прошли общественные слушания, в ходе дискуссии было принято решение, что проект постановления требует доработки», — заявили в ведомстве.
На портале проектов нормативных актов, где велся сбор замечаний к документу с момента размещения 23 апреля, он получил более 100 негативных отзывов и более 25 тыс. негативных оценок (против 70 положительных). Ко всем ним теперь стоит примечание: «В связи с тем, что в ходе общественного обсуждения на проект постановления правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» поступило много отзывов, предложений и замечаний, принято решение о его существенной доработке».
Проект постановления правительства, вызвавший масштабную критику, включал несколько основных положений, раскрывающих, как закон о просветительской деятельности будет применяться на практике. В их числе:
- В понятие «просветительская деятельность» включались любые лекции, организация презентаций, размещение сообщений, в том числе видео и аудио в интернете, создание просветительских порталов, и работа «в иных формах, обеспечивающих достижение целей просветительской деятельности».
- В число направлений просветительской деятельности включались «распространение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации», «развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности», распространение сведений о здоровом образе жизни, психологии, «достижениях современной науки и техники», гражданских правах, деятельности органов власти и так далее — в общей сложности девять пунктов.
- НКО — иностранным агентам запрещалось ведение просветительской деятельности.
- Те, кто проводит просветительскую деятельность, должны были до этого иметь как минимум двухлетний опыт работы по этому направлению или принимать «участие в реализации общественно значимых инициатив».
- Просветители должны были размещать всю юридическую информацию о себе в интернете и вести свою деятельность на основании договоров.
В числе тех, кто раскритиковал накладываемые на просвещение в России ограничения, оказались ученые. академики РАН, юристы и бизнесмены. Например. с критикой выступил вице-президент РАН Алексей Хохлов. «Самый главный недостаток этого постановления заключается в том, что постулируется, что просветительская деятельность осуществляется на основании договоров об оказании услуг. Если человек без всяких договоров хочет высказать какое-то мнение о важном достижении в сфере науки и высоких технологий, то это делается, как правило, на основе свободного информирования населения, в том числе в интернете», — объяснял он. «Уже сейчас очевидно последовательное стремление «зарегулировать» всю сферу просвещения и распространения знаний, позволяющих людям свободно формировать и выражать взгляды», — говорила партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. А Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и крупнейшие российские EdTech-компании (среди них — «Нетология», Skyeng и др.) предупредили вице-премьера Дмитрия Чернышенко о рисках оттока пользователей российских образовательных онлайн-площадок на зарубежные сервисы из-за положений этого проекта.