Укрощение велосипеда по-московски
Корреспондент РБК на своем опыте убедился в том, как непросто живется столичному велосипедисту, который сначала пользуется своим железным конем, а потом пытается выяснить, куда он исчез.
День первый: На велосипеде
Отсутствие велосипедных трасс в Москве давно стало темой для обсуждения среди популярных блогеров и известных публицистов. Ни для кого не секрет, что между столичными владельцами автомобилей и их оппонентами из "двухколесного лагеря" (велосипедистами, скутеристами и мотоциклистами) идет настоящая война. Правил в этом сражении нет, владельцы же велосипедов в нем выступают пушечным мясом. На проезжей части их могут подрезать, перед ними могут открыть дверь. По обочине ездить также не представляется возможным из-за стремления автолюбителей парковать свои машины двумя-тремя рядами. Отдельные герои-велосипедисты отвечают лавированием между машинами в пробках или ездой по разделительной полосе.
Очень аккуратные велосипедисты ездят по тротуарам, где развлекаются попыткой вписаться в людские потоки. Если вас не огреют чем-нибудь тяжелым зазевавшиеся пешеходы, то поток нецензурной брани обеспечен в любом случае – даже если вы никому не помешали.
В Москве решили начать строить велодорожки в живописных местах. Вот, например, интереснейший маршрут от спального района Марьино до района Капотня. Многие блогеры шутили, что тем самым власти решили познакомить горожан с отрезанной от основных транспортных артерий Капотней. И не прогадали.
Дорожка начинается (или заканчивается) в парке 850-летия Москвы в Марьино. Идея вполне здравая, поскольку в обычном спальном районе создается еще одна достопримечательность. Река здесь относительно чистая, парк аккуратный, асфальт на дорожке хороший. Смущает лишь то, что для велосипедистов отведена часть трассы, на которой встречные потоки имеют шанс не разминуться. По другой половине по идее должны ходить пешеходы (на асфальте есть соответствующие знаки), но в действительности даже двойная сплошная и установленные вдоль дорожки знаки не являются сигналом к действию. То есть налицо нарушение правила 9,9 (расположение транспортных средств на проезжей части), запрещающее движение транспортных средств (а велосипед к ним относится) по пешеходным дорожкам и тротуарам. Особенно при спуске на крутом серпантине, где неопытным велосипедистам вряд ли легко удержаться на узкой полосе. Для примера, в странах Европы пешеходные дорожки и велотрассы все же принято разделять небольшим разделительным газоном.
Если не считать примечательный для Капотни запах от нефтеперерабатывающего завода, то в целом дорожка живописна - берег Москва-реки, зелень, газоны, раскрашенные заборы... Это если не обращать внимание на соседствующую с дорожкой линию электропередач. Со всеми атрибутами – соответствующим гулом от тока, наэлектризованным воздухом, увлекательным покалыванием от велосипеда в случае съезда с дорожки.
В целом путешествие по велодорожке по маршруту Марьино - Капотня неплохое уже потому, что большого числа альтернатив ему нет. Очевидцы говорят, что за последнее время трассу усовершенствовали. Видимо, повод для оптимизма есть.
День второй: Без велосипеда
Если вы решили оставить загрязнившийся велосипед под дверями квартиры, то имеете неплохой шанс вернуться в огромную армию пешеходов. И шансов изменить ситуацию в этом вопросе не так много.
Домофон, камеры, дверь в межквартирный тамбур и даже отсутствие грузового лифта в панельном доме не остановят грабителей. А особого желания найти двухколесного друга у сотрудников полиции все равно не будет. "Да, заявлений у нас много", - сообщили нам в отделении полиции района Текстильщики Юго-Восточного округа Москвы. "Но найти велосипед непросто. Разве что вы сами увидите свой велосипед на улице. Или патруль вдруг увидит его на улице. Ну это если у него есть особые приметы", - заявили в полиции. Идея изучить камеры энтузиазма у полицейских тоже не вызвала: "Они ж не работают".
Какова бы ни была стоимость велосипеда, любое его оставление без присмотра в полиции характеризуют как халатность. Оставили в закрытом подъезде под дверьми своей квартиры? Халатность. Около магазина, решив купить бутылку воды? Халатность. Около отделения полиции? Халатность. "Вы же не сможете доказать, что это ваш велосипед, - объяснили нам в отделении. - Замок для велосипеда? Нет, не спасает". Зачем по всему городу установили велосипедные стоянки, сотрудники правопорядка не уточнили.
Тут, впрочем, велосипедисты вряд ли могут считать себя обделенными. Воруют в тех же подъездах (двери в тамбуры не спасают) и санки, и снегокаты, и все остальное. А как же с автомобилями, которые тоже находятся вне квартир и стоят под окнами? "Надо было ставить в гараж или на охраняемую стоянку", - объяснили в полиции и посоветовали поставить квартиру на вневедомственную охрану. "Стоит тщательнее охранять свое имущество", - считают московские сыщики.
Кто же ворует велосипеды? Обычно это молодые люди, которые могут быстро уехать с места преступления. Круг подозреваемых велик – наркоманы, приезжие рабочие и просто случайные люди. При отсутствии нормально поставленной работы участковых разобраться в этом калейдоскопе практически невозможно. Куда меньше рынок сбыта. В ларьках велосипедами не торгуют.
В полиции признают: в основном краденые велосипеды продают гостям из-за рубежа или в неофициальные велопрокаты в столичных парках. Есть ли прогресс в расследовании подобных дел за последние годы? Об этом лучше спросить тех, у кого велосипед украли.
И все же мы вам советуем пересаживаться на велосипед. Это и интересно, и полезно. А мировой опыт подсказывает, что властям все же придется подстраиваться под велосипедистов.