«Русский марш» под следствием
«Русский марш» 4 ноября может не состояться или пройти в усеченном формате. Националисты расколоты по украинскому вопросу, многие лидеры под следствием, а оставшиеся не хотят организовывать шествие, опасаясь репрессий.
Заявка без ответа
Заявка от националистов на 4 ноября пока подана лишь на концерт в Люблино, но лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин обещал за две недели до срока подать документы и на шествие. Колонны должны собраться на улице Перерва неподалеку от станции метро «Люблино» и пройти до памятника солдату Отечества, где должен состояться концерт. «Для того чтобы перестраховаться, мы подадим несколько заявок от разных людей, чтобы какой‑нибудь маршрут все‑таки был согласован», — заявил РБК Демушкин.
В этом году «Русский марш» планируется провести под лозунгом «За права и свободы русского народа». Если столичные власти в итоге согласуют заявку Демушкина, это будет уже 11‑й «Русский марш». Пока, по словам националиста, официального ответа от чиновников нет. Глава департамента региональной безопасности Алексей Майоров оперативно ответить на вопрос, будет ли мэрия согласовывать «Русский марш», не смог.
Все последние годы «Русские марш» был самой массовой акцией националистов. В разные годы на юго-востоке Москвы собирались от 5 тыс. до 10 тыс. человек, которые представляли практически все праворадикальные и патриотические российские партии и движения — в частности, запрещенные в России Движение против нелегальной миграции (ДПНИ) и «Славянский союз», этнополитическое движение «Русские», движение «Русский образ», партию «Народная воля», хоругвеносцев и казаков.
До начала боевых действий на юго-востоке Украины у националистов практически не возникало проблем с организацией «Русских маршей». В 2014 году ситуация изменилась. В столичном департаменте культуры и департаменте безопасности практически все заявки праворадикалов неожиданно отвергли, не приняли там заявку и бессменного организатора шествий Демушкина. Российские власти, которые тогда в СМИ активно развивали тему националистического переворота в Киеве, приравнивали участников «Русских маршей» к фашистам, объяснял Демушкин, и не хотели согласовывать акцию, чтобы не быть обвиненными в лицемерии.
По словам Демушкина, с ним и его соратником по движению «Русские» Александром Беловым-Поткиным провели беседу «представители силовиков» и рекомендовали на какое‑то время отказаться от проведения «Русского марша». Националисты рекомендаций не послушали, в том числе и поэтому, уверен националист, его заявку отказались согласовывать в мэрии.
В итоге мэрия предложила лидеру незарегистрированной Национал-демократической партии (НДП) Владимиру Кралину провести марш в Люблино и взять на себя роль организатора шествия. Кралин, который изначально подавал заявку на шествие по другому маршруту, от предложения отказываться не стал.
В этом году, говорит Демушкин, ситуация повторяется: «На меня вышли сотрудники ФСБ и сказали мне, что в этом году никакого «Русского марша» проводить не надо, что не надо нам высовываться. Но мы все будем делать по закону — подадим заявку и будем ждать официального ответа мэрии».
Начало репрессий
Незадолго до проведения «Русского марша» в прошлом году, в середине октября, был неожиданно задержан, а потом и арестован Белов-Поткин по обвинению в легализации денежных средств БТА Банка банкира из Казахстана Мухтара Аблязова. За год следствия Белову-Поткину успели инкриминировать еще три статьи УК, в том числе создание экстремистского сообщества (ст. 280 УК РФ), он знакомится с материалами дела в СИЗО.
После проведения «Русского марша» в 2014 году интерес к его организаторам у силовиков не угас. В марте 2015 года оперативники провели обыски у Демушкина, Кралина и националиста Дениса Тюкина. Поводом послужило уголовное дело по факту разжигания межнациональной розни — якобы в одной из колонн на «Русском марше» в 2014 году раздавались антиисламские лозунги.
Вскоре после обысков стало известно, что возбуждено еще одно уголовное дело — за призывы к экстремистской деятельности в ходе «Русского марша» 2013 года. Поначалу сообщалось, что Демушкин по этому делу будет проходить как обвиняемый, но, как заверил РБК сам националист, обвинение ему так и не предъявили: «По всем двум делам я прохожу в качестве свидетеля, причем следственных действий со мной не проводилось очень давно». Завели в итоге уголовное дело и на Тюкина, которому инкриминировали возбуждение ненависти к социальной группе коммунисты за звучавшие в его колонне лозунги во время «Русского марша». Позже Тюкин сбежал на Украину, его объявили в международный розыск.
Почти легальные организации
Серьезные проблемы у националистов с сохранением или легализацией существующих организаций. Прокуратура настаивает на запрете движения «Русские» Демушкина, которое он создавал вместе с Беловым-Поткиным. Первое судебное заседание по делу о запрете движения состоялось 15 сентября. Не может добиться регистрации своей партии и Кралин.
Кралин — один из немногих организаторов «Русских маршей», кто за последний год не попал под уголовное преследование. Но в этом году заниматься организаторской работой он не собирается. «На любого, кто публично заявит о планах организовать «Русский марш» в 2015 году, будет заведено либо административное дело, либо, я не исключаю, уголовное, — заявил РБК Кралин. — Пока открыто об этом заявил только Демушкин».
Если Демушкину откажут в согласовании «Русского марша», он сомневается, что кто‑то, учитывая давление властей, возьмет на себя ответственность организовать акцию.
«Сейчас власть настроена на подавление любого инакомыслия, и любые акции, претендующие на оппозиционность, либо вовсе запрещаются, либо проводятся в усеченном формате», — согласен с Кралиным руководитель спортивного клуба «Опричник», националист Дмитрий Бахарев. По его мнению, «условно состоявшимся» можно было считать «Русский марш» уже в 2014 году: «Тогда пришло очень мало народу, было печально на это все смотреть, за год все стало только хуже, поэтому я вообще сомневаюсь, что «Русский марш» в этом году вообще состоится».
По мнению Кралина, Кремль считает, что страна находится на военном положении, а потому «любая неконтролируемая активность по русскому вопросу сейчас будет восприниматься ревностно и в штыки». «Меняется повестка: почему‑то закрывается проект «Новороссия», а вместо него запускается другой проект — «Сирия». Кралин уверен, что давление на националистов напрямую связано с событиями на юго-востоке Украины: «На войне многие русские патриоты, находящиеся в ополчении, обзавелись оружием и научились им пользоваться в реальной боевой обстановке — это десятки тысяч людей, которых невозможно отправить на Луну». Кремль, уверен националист, волнует, что разгоряченные люди с оружием могут стать участниками тех или иных патриотических или националистических движений, «отсюда репрессии и попытка эти движения ликвидировать».
Руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский согласен с тем, что власти стараются «взять под контроль и вывести из легального поля патриотические силы, к которым могут прибиться возвращающиеся ополченцы с Донбасса». «На фоне этого власти стараются провести альтернативный «Русский марш» путем подконтрольной партии «Родина», а точнее ее молодежным проектом «Тигры Родины», которые также намереваются провести свою акцию 4 ноября», — отметил Верховский.