Суд отказался сократить срок Цуркан по делу о шпионаже
Верховный суд не стал сокращать срок заключения для экс-члена правления «Интер РАО» Карины Цуркан, которая ранее получила 15 лет лишения свободы за шпионаж, не удовлетворив кассационную жалобу адвокатов Цуркан, сообщили РБК ее адвокаты Каринна Москаленко и Анна Ставицкая.
Дело рассматривалось в закрытом режиме из-за гостайны в материалах. В начале заседания суд отказался допускать Москаленко до участия в слушании из-за ее отказа давать подписку о неразглашении гостайны, рассказала адвокат. При этом, по ее словам, кассационное слушание не предполагает изучения обстоятельств, которые теоретически могли бы составлять охраняемую законом тайну. «Меня все-таки допустили и выслушали. И Каринна настояла, и они сами поняли, что слишком грубо все нарушают. Нашли меня в курилке и вернули. Но я была лишена возможности слышать тех, кто выступал до меня», — сказала РБК Москаленко после заседания.
В октябре более 30 российских артисток, писательниц и других женщин — деятелей культуры направили председателю ВС Вячеславу Лебедеву письмо в защиту Цуркан. Его подписали, в том числе, писательница Людмила Улицкая, актрисы Лия Ахеджакова и Ксения Раппопорт, издатель Ирина Прохорова, владелица сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова.
Цуркан была арестована в июне 2018 года. В декабре 2020 года Мосгорсуд вынес ей приговор по делу о передаче Молдове секретных сведений о поставке российского электричества в отдельные регионы Украины. Спустя полгода Апелляционный суд утвердил наказание Цуркан, при этом он также удовлетворил представление гособвинителя Бориса Локтионова, иначе зачтя в срок лишения свободы время, которое Цуркан уже провела под арестом, так что фактическая длительность ее лишения свободы увеличилась более чем на год.
По версии ФСБ и гособвинения, Цуркан, еще будучи гражданкой Молдавии, в 2004 году была завербована местными спецслужбами и начала сотрудничество с ними в качестве агента под псевдонимом Карла. Затем она была внедрена в российскую госкорпорацию по протекции полковника Службы информации и безопасности (СИБ) Молдавии Александра Попеску и экс-советника главы «Интер РАО» Валерия Пасата (который в разное время был послом Молдавии в России, министром обороны и министром национальной безопасности Молдавии).
ФСБ считала, что в 2015 году Цуркан передала СИБ Молдавии засекреченные данные о поставках электричества из России на территорию Украины, полученную от замминистра энергетики Вячеслава Кравченко. Конечным получателем этих данных были органы НАТО, считали российские правоохранители.
Со слов адвокатов, обвинение утверждало, что Цуркан получала вознаграждение за свое сотрудничество с молдавской разведкой, но не конкретизировало его размер, равно как и способ передачи данных СИБ.
Сама Цуркан и ее защита говорили, что ФСБ доказывает ее вину тремя документами. Один из них — это показания секретного свидетеля, анонимного сотрудника российских спецслужб, якобы получившего данные о сотрудничестве Цуркан с зарубежной разведкой (при этом он не раскрыл способа их получения). Второй — это попавшая в его распоряжение ксерокопия анкеты агента СИБ Молдавии Карлы с персональными данными, совпадающими с данными Цуркан. Адвокаты настаивали, что она была сфальсифицирована с использованием бланка из интернета, содержала данные, которые не соответствовали действительности на момент предполагаемого заполнения, и грубые ошибки в румынском языке. Третий документ — это якобы перехваченные российской разведкой донесения из молдавских спецслужб в один из региональных центров НАТО: они представляли собой дословный перевод на английский секретной переписки между Минэнерго и правительством России. Цуркан, по утверждениям защиты, не имела к этой переписке доступа.
По делу Цуркан были, в том числе, допрошены гендиректор «Интер РАО» Борис Ковальчук, замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, еще несколько высокопоставленных сотрудников Минэнерго, «Интер РАО» и НП «Совет рынка». Ковальчук, в том числе, рассказал о конфликте Цуркан с бывшим главой Приднестровья Евгением Шевчуком, якобы тесно связанным с российскими силовиками. Шевчук категорически отрицал свою связь с преследованием Цуркан. Еще одной версией защиты была попытка «рейдерского захвата» должности Цуркан со стороны ее неприятелей в «Интер РАО».
Защищавший Цуркан адвокат Иван Павлов вместе с коллегами покинул страну в сентябре этого года, это произошло после его участия в деле Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального (признан иноагентом и экстремистским, запрещен в России), обыска и задержания по обвинению в разглашении тайны следствия по делу журналиста Ивана Сафронова, а также признания нежелательной организацией чешского объединения, президентом которого Павлов был ранее.