Московские елки столкнулись с пониженным спросом на поредевшие билеты
Глубина проблем, с которыми в этом году столкнулись устроители елок в Москве, стала понятна еще до последних ограничений, введенных мэрией. Неопределенность с карантинными мерами привела к падению спроса на билеты в несколько раз. В этих условиях часть представлений переводят в онлайн-формат, а некоторые организаторы шоу для детей просто отказываются их проводить.
10 ноября Сергей Собянин подписал указ, которым, в частности, запретил проведение развлекательных и зрелищных мероприятий. Исключение власти сделали для театров, кино и концертов, но при этом сократили число зрителей (билеты теперь можно продавать только на 25% мест против 50% ранее). Потом оперативный штаб по борьбе с коронавирусом отдельно разъяснил: традиционных елок в Москве в этом году не будет.
Совсем без новогодних представлений для детей — пусть и под другими названиями — москвичи не останутся (если до конца декабря не введут новых запретов). Но спрос на них резко упал. На данный момент билетов на новогодние детские шоу продано «в районе 10% от прошлого года», сообщил РБК генеральный директор Concert.ru Дмитрий Утяшев. «Зрители опасаются не только COVID-19 — больше того, что мероприятие не состоится и будет перенесено на неопределенный срок. Отмены и переносы происходят ежедневно. При 50% заполнения не все мероприятия были экономически выгодно проводить, при 25% это просто убытки», — отметил Утяшев.
Ушли на следующий год
Автор и художественный руководитель «Шоу на воде» Мария Киселева сообщила об отказе от спектаклей в эти новогодние каникулы. «Прорабатывали много возможных вариантов, но решили пропустить этот год. Вся подготовка была проведена, однако приняли решение не выходить в продажу. Онлайн-показы спектаклей на воде возможны, но не в этом сезоне», — сказала Киселева РБК.
Переносится на следующий год и «Киноелка на «Мосфильме», несмотря на то что подготовка велась с февраля: был проведен кастинг, изготовлены декорации, записаны музыка с оркестром и видеоряд. Решение о переносе представлений организаторы приняли 11 ноября, после указа мэра Москвы, потому что играть при загрузке зала на 25% нерентабельно.
«Киноелка» — проект сложнопостановочный, с использованием серьезного парка высокотехнологичного оборудования для шоу. Во время монтажа на студию приезжает порядка двадцати фур спецтехники — свет, звук, лазеры, спецэффекты и т.д. Это удовольствие, мягко говоря, не дешевое. А еще есть металлоконструкции, декорация, костюмы, музыкальный материал, артисты, реклама. Поэтому 25% наполняемости зала — это цифра, которую не имеет смысла обсуждать. При таких сборах не выжить ни одной серьезной постановке», — сказала РБК продюсер проекта Татьяна Гаврилова.
Не состоится в этом году и «Легендарная елка на Новом Арбате», сообщил РБК ее генеральный продюсер Леонид Тылкин. «Мы активно начали готовиться к мероприятию еще до первой волны коронавируса. Начали писать материал, в августе у нас проект был готов на 80%: был готов сценарий, декорации, в принципе мы подобрали всех актеров и должны были переходить к читкам. Но осенью случилась пандемия еще раз, и в октябре после всех новых вводных мы приняли решение не проводить новогодние спектакли. Чтобы наших зрителей не подвергать рискам, и очень высокие экономические риски у этой ситуации», — отметил Тылкин.
Елки у экранов
Традиционная кремлевская елка тоже не будет проводиться в привычном формате. Как сообщил РБК пресс-секретарь Государственного Кремлевского дворца Константин Ярошевский, она пройдет без зрителей . Вместе с каналом «Карусель» будет создана телеверсия спектакля, ее покажут в канун Нового года. В прежние годы кремлевскую елку, говорится на ее сайте, посещали по 300 тыс. детей.
Продюсерский центр «Седьмая радуга» с самого начала готовил свою елку «Пять чудес Деда Мороза» как интерактивное онлайн-шоу. «Весной мы уже понимали, что офлайновые мероприятия вряд ли состоятся, а для создания качественного высокобюджетного шоу требуется много времени. Так мы приняли решение создать новаторский развлекательный проект», — рассказала РБК руководитель проекта Татьяна Гагарина, отметив, что съемки проходили в павильоне, а организационные вопросы решались удаленно.
Гагарина сообщила, что после введенных 11 ноября ограничений спрос на онлайн-елку повысился. Тем не менее цены на шоу будут ниже, чем на привычную елку, заверила она.
Массовых уходов елок в онлайн из-за новых карантинных мер нет, говорят в билетных агентствах. «Такие мероприятия надо было делать заранее. Сейчас, в середине ноября, за месяц сделать хорошее предложение по онлайн-формату, я считаю, малореально. <...> Либо это будет какая-то халтура», — сказала РБК гендиректор группы компаний «Дилявер» Оксана Колычева.
Торгуют до последнего
Несмотря на ограничения, многие компании не собираются останавливать продажу билетов и заявляют о готовности работать на зал с 25-процентной заполняемостью.
В Театре «Русская песня» сообщили, что все новогодние представления пройдут в штатном режиме. «Мы будем следовать указаниям: 25% зала требуется, значит, будет 25% зала. Мы не собираемся отказываться от своей деятельности», — отметили в пресс-службе театра. Там добавили, что театру придется сократить расходы, но на зрителях это не отразится.
Новогодние спектакли в Театре кошек Куклачева также состоятся, заявил первый заместитель художественного руководителя Дмитрий Куклачев. «Мы не оставим еще и детей без новогоднего праздника, без теплых спектаклей, которые они могут посмотреть, не где-то сидя дома, а тот театр живой, который у нас существует уже много лет. Без этого уж никак нельзя», — сказал он.
Куклачев заверил, что в театре будут соблюдаться все меры предосторожности: масочно-перчаточный режим, санитарная обработка всех помещений. По его словам, часть билетов на новогодние представления уже продана, но пандемия влияет на спрос: «Люди покупают день в день, они боятся отмен, боятся того, что их деньги пропадут. И это нормально».
Руководитель пресс-центра цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин-младший сообщил РБК, что пока возвращать билеты и отменять новогодние представления не планируется. Сокращать число представлений тоже не собираются, чтобы была возможность хотя бы частично покрыть затраты. «В этом году мы, к сожалению, не можем заполнить зал даже на 50%. У кого-то нет денег, кто-то боится — люди не идут. А новые требования приведут к очень серьезным потерям», — отметил Никулин.
Большой московский цирк также пока не останавливает продажу билетов. В пресс-службе РБК сообщили, что они все-таки надеются, «что спектакли состоятся».
А вот в московском концертном зале «Зарядье» РБК сказали, что информация о проведении балета-оперы для детей «Щелкунчик в Зарядье» будет только на следующей неделе. «Представление на сайте пока размещено, продажа идет», — добавили там.
Такая же ситуация и в Москвариуме, где РБК заявили, что «вопрос о проведении новогодних шоу еще не решен».