ВЭФ предупредил об угрозе падения правящих режимов в 2015 году
Геополитические риски будут основной угрозой человечеству в 2015 году, к такому выводу пришли более 900 международных экспертов, которые участвовали в подготовке ежегодного доклада (.pdf) Всемирного экономического форума (ВЭФ) Global Risk Report.
В общей сложности эксперты ВЭФ проанализировали 28 глобальных угроз, разделив их на пять категорий: экономические, экологические, геополитические, социальные и технологические риски. В предыдущие годы, после глобального финансового кризиса, геополитика практически не угрожала миропорядку, отмечают авторы доклада, но спустя 25 лет после падения Берлинской стены геополитика вновь вернулась в центр мировой повестки дня.
В нынешнем году геополитические угрозы фигурируют и в «топе» наиболее вероятных событий, и среди тех, чье потенциальное воздействие будет наиболее масштабным.
Спор в отношении Крыма стал сильным напоминанием о том, что межгосударственные конфликты могут иметь серьезные региональные последствия, пишут авторы доклада. Подобные конфликты занимают первое место в иерархии самых вероятных угроз с позиций начала 2015 года по версии ВЭФ.
Помимо этого, миропорядку будут угрожать риски утраты власти национальными правительствами вплоть до полного распада государств. В качестве примера эксперты ВЭФ приводят Украину и события на Ближнем Востоке – в Сирии и Ираке, где власть практически утратила возможность сдерживать рост «Исламского государства» (ИГИЛ).
Для сравнения, в 2014 году Давосский форум назвал главными рисками экономические и социальные угрозы (такие как рост имущественного неравенства и безработица) и экологические (природные катаклизмы и изменение климата). «Геополитика» в прошлогоднем докладе упоминалась 40 раз, а в нынешнем – 68.
В докладе этого года особое внимание уделяется взаимосвязи рисков. Геополитика все больше влияет на экономику, сетуют эксперты ВЭФ, поскольку экономические инструменты все чаще применяются для решения геополитических задач. С одной стороны, государства пытаются расширить геополитическое влияние через политику региональной экономической интеграции, создание торговых союзов или трансграничные инвестиции. С другой, они используют в качестве средства принуждения такие инструменты, как протекционизм или экономические санкции.
В перспективе подобные действия могут угрожать принципу глобального экономического сотрудничества как таковому, предупреждает ВЭФ.
Геополитика фигурирует и в отдельной иерархии рисков с точки зрения тяжести их последствий для общества. Но здесь межгосударственные конфликты находятся на четвертой строчке, уступая распространению оружия массового уничтожения, эпидемиям инфекционных заболеваний и нехватке питьевой воды. По мнению ВЭФ, именно кризисы, связанные с дефицитом водных ресурсов, грозят человечеству наиболее тяжелыми последствиями.
Не только эксперты ВЭФ уделяют геополитике пристальное внимание. Еще в мае 2014 года экономисты Citigroup заявили, что различные аспекты политической нестабильности стали все больше влиять на мировую экономику. По их оценкам, 43 политических события (протесты, военные перевороты и обострение отношений между соседними государствами) из 69, произошедших за период с 2011 года по апрель 2014-го, имели ограниченные рыночные последствия, 17 – средние, а 9 – дестабилизирующие. К категории последних авторы отнесли вхождение Крыма в состав России, революцию в Египте, успех на выборах в Греции леворадикальной партии СИРИЗА и ультранационалистической партии «Золотая заря», оппозиционного движения «Пять звезд» – в Италии, а также массовые протесты в Таиланде, Бразилии и Турции.
В начале 2015 года консалтинговая фирма Eurasia Group, специализирующаяся на оценке именно геополитических событий, среди главных рисков наступившего года назвала Россию. По мнению экспертов Eurasia Group, Россия представляет непосредственную угрозу международной безопасности. Впрочем, они говорили об этом еще годом ранее – до начала украинских событий. Но именно эти события «материализовали агрессивную и ярко выраженную антизападную внешнюю политику страны», отметили эксперты в докладе Top Risks 2015.