Большой брат закроет глаза
Небольшим компаниям дадут больше свободы для совершения сделок слияния и приобретения акций. Комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект, исключающий уведомительный контроль над рядом сделок экономической концентрации. Документ может быть принят нижней палатой парламента во всех трех чтениях в 2013 году.
Рекомендованные к первому чтению поправки в закон «О защите конкуренции» освобождают компании, готовящие сделки по слиянию, присоединению, приобретению акций (долей), прав (имущества), от обязанности уведомлять о своих планах ФАС. Послабление распространяется на коммерческие организации, суммарная стоимость активов которых (или суммарная выручка от реализации товаров, вовлеченных в сделку) не превышает 400 млн руб., в отношении финансовых организаций — от 100 млн до 3 млрд руб.
Предложение освободить бизнес от лишнего административного бремени было разработано ФАС. Предложение ведомства Игоря Артемьева обусловлено в первую очередь тем, что эффективность уведомительного контроля сделок экономической концентрации является весьма низкой. Так, за 2011 год из более чем 2 тыс. уведомлений предписания выдавались лишь в 14 случаях. По мнению авторов поправок, принятие законопроекта позволит, во-первых, сократить административную нагрузку на средних предпринимателей, а во-вторых, даст возможность ведомству сосредоточиться на крупных сделках. Возражений против подхода ФАС нет, рассказал РБК daily председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский. По его словам, законопроект может быть принят во всех трех чтениях до конца текущего года.
На сегодняшний день ФАС имеет право контролировать все сделки, кроме вертикальных соглашений, поясняет гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. «Это неразумно. Во всем мире устанавливают лимиты. К примеру, в США контроль не распространяется на компании, которые занимают меньше 30% рынка. В Европе компании с аналогичной долей на рынке вообще могут заключать картельные соглашения», — добавляет г-н Габестро. По его мнению, если поправки будут приняты, то это существенно облегчит жизнь как бизнесу, так и антимонопольных органов.
ФАС действительно тратит много времени на согласование менее крупных сделок, оспариваний по которым не так уж и много. Таким образом снижается эффективность госорганов, соглашается сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Сделки средних компаний происходят не чаще одного-двух раз в год, подготовка документов для ФАС хоть и не занимает много времени (максимум 24 ч), но бюрократические препоны предпринимателям все равно преодолевать приходится, добавляет он. По его мнению, освобождение небольших компаний от лишнего административного бремени не только сыграет на руку бизнесу, но и сможет положительно повлиять на инвестклимат в стране. «Инвесторов пугает уровень бюрократии. Сам факт снятия излишнего бюрократического давления может помочь повысить инвестпривлекательность страны», — считает г-н Данилов-Данильян.
Более того, грядущие изменения могут привести к усилению конкуренции (если, к примеру, объединяются компании среднего бизнеса и на этом же рынке есть крупная компания). «Изменение режима контроля может избавить от необходимости проводить контроль там, где сделки могут привести к усилению конкуренции. Но это распространяется на те рынки, где есть крупные игроки», — поясняет генеральный директор «Бюро экономического анализа» Андрей Шаститко.