Гаага отказала «Когалымавиа» в признании чартеров в Египет инвестициями
Гаагский арбитраж отклонил требование авиакомпании «Когалымавиа», находящейся в стадии банкротства после теракта над Синаем, о признании деятельности чартерных компаний инвестициями в экономику Египта. Об этом РБК сообщил помощник конкурсного управляющего ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» Николай Лобанов.
По его словам, на сумме иска и размере требуемой компенсации часть решения, затрагивающая инвестиционную деятельность чартерного перевозчика, не отразится.
В то же время суд признал обязательным разбирательство на национальном уровне, а также уточнение инвестиционных соглашений, сообщал Iareporter. Как отметил в беседе с РБК помощник конкурсного управляющего «Когалымавиа», это решение суда по делу компании Prince Group, которая оказывала российским туристам услуги по организации отдыха в Египте, «является безусловно, выигрышным», поскольку таким образом суд признал компанию инвестором в экономику Египта и признал юрисдикцию по данному делу.
«Фактически это означает, что право требования возмещения сделанных компанией инвестиций к Республике Египет официально подтверждено и не может быть оспорено, дополнительное же разбирательство на национальном уровне является формальным процедуральным требованием, которое не влияет на право получения компанией требуемой компенсации», — сказал он.
По словам помощника конкурсного управляющего, «Когалымавиа» прошла первый этап судебных разбирательств в Гаагском арбитраже и готовимся к следующим шагам. Дальнейшие действия компании он раскрыть отказался, «чтобы не создавать преимуществ для ответчика».
РБК обратился за комментарием к представителю Prince Group.
О том, что авиакомпания «Когалымавиа» и турецкий туроператор Prince Group подали иски против Египта, потребовав компенсацию почти на $200 млн, представитель обеих компаний Оксана Головина сообщила РБК в марте 2020 года. Иски были поданы еще в ноябре 2017 года, но только в начале 2020-го состоялись первые слушания по делу: сторонам потребовалось несколько лет, чтобы доказать правильность выбора юрисдикции и обмена документами и меморандумами по делу.
На первой стадии компании хотели доказать, что их деятельность была инвестициями в экономику Египта. Компании имели в виду многолетнюю деятельность по организации поездок российских туристов в Египет. «Когалымавиа» с 2011 по 2015 год перевезла по египетскому направлению 2,1 млн пассажиров, а Prince Group отправила за тот же период в Египет на отдых более 500 тыс. российских туристов.
Помимо этого, «Когалымавиа» и Prince Group утверждают, что Египет знал о том, что система безопасности в его аэропортах не соответствует международным нормам «задолго до теракта». Среди основных претензий также то, что Египет не выпустил официального заключения о причине крушения самолета «Когалымавиа» и не принял на себя ответственность «за преступную халатность, приведшую к смерти 224 человек», не выплатив компенсации ни пострадавшим компаниям, ни семьям погибших.
Крушение пассажирского самолета Airbus A321 российской авиакомпании «Когалымавиа» произошло 31 октября 2015 года. Лайнер вылетел из Шарм-эш-Шейха в Петербург и разбился на Синайском полуострове через 23 минуты после взлета. Жертвами катастрофы стали 224 человека.
Ответственность за случившееся взяла на себя запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство». В ходе расследования эксперты в Египте установили, что бомба находилась в хвосте самолета. По их информации, для закладки взрывного устройства террористы привлекли сотрудника сервисной службы аэропорта.