Рунет проголосовал против лимита в 150 евро на посылки из-за границы
"Инициатива против введения дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах, а также против снижения таможенного лимита в 1 тыс. евро на покупки товаров для личных нужд" собрала 100 251 подпись в поддержку, еще 978 человек выступили против. Кто инициировал голосование на сайте "Российской общественной инициативы" (РОИ; roi.ru), не уточняется (предложить голосование может любой российский интернет-пользователь). Сбор подписей стартовал 11 октября 2013 года, после того как были озвучены предложения Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) по снижению лимита.
С тех пор было подготовлено соответствующее постановление Минфина — 20 июня его опубликовали на сайте regulation.gov.ru (до этого, в мае, президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому параметры беспошлинной интернет-торговли определяются правительством). Предполагается, что порог беспошлинных отправлений при покупках в зарубежных интернет-магазинах снизится с 1 тыс. до 150 евро на отдельную посылку, при этом вес одной посылки без уплаты пошлины сократится с 31 до 10 кг. Если сумма или вес товаров превысят нормы, будет взиматься пошлина — 30% от таможенной стоимости товаров. Минфин рассчитывает в 2015—2017 годах собрать 60 млрд руб. пошлин с покупок, сделанных россиянами в зарубежных интернет-магазинах, следует из проектировок бюджета.
Сайт РОИ заработал в апреле 2013 года, после того как Путин обязал правительство рассматривать общественные инициативы, набравшие в течение года больше 100 тыс. подписей — но сначала их должна рассмотреть экспертная рабочая группа.
Для голосования на сайте РОИ требуется регистрация на портале госуслуг, которую Минкомсвязи упростило с 9 июня 2014 года. Ранее желающие проголосовать должны были прийти в один из офисов "Ростелекома" за кодом активации. Сейчас пользователь может пройти упрощенную регистрацию — ее недостаточно, чтобы воспользоваться отдельными госуслугами, но она позволяет голосовать.
Инициативу против снижения лимитов беспошлинной торговли поддержали интернет-компании, которые зарабатывают на покупках за рубежом. Компания Shipito, которая занимается доставкой товаров из зарубежных интернет-магазинов, попросила около 100 тыс. своих клиентов проголосовать за нее, рассказал ее представитель Сергей Смирнов. По его словам, еще больше голосов в поддержку инициативы принесла похожая рассылка одного из крупнейших магазинов Интернета eBay 13 февраля. "Мы никого не призывали голосовать за или против, мы говорили людям, что они могут высказать свое мнение по этому законопроекту", — возражает представитель eBay Карина Грошева. По словам Смирнова, пользователей не остановила даже сложная система регистрации на РОИ, которая действовала до июня.
Но все это не поможет заблокировать снижение лимитов, ведь на эти пошлины рассчитывает Минфин, считает глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Инструмент петиций и гражданских инициатив, организованный на РОИ, не работает, считает руководитель проекта "Роскомсвобода" Артем Козлюк. Инициатива "Роскомсвободы" за отмену антипиратского закона тоже собрала 100 тыс. подписей всего за месяц при сложной системе авторизации и необходимости подтверждения гражданства через сайт госуслуг, вспоминает Козлюк. По его словам, экспертный совет при "открытом правительстве", через который проходят все петиции, прежде чем попасть на рассмотрение в Госдуму, отклоняет все резонансные инициативы. "Насколько я понимаю, эксперты "открытого правительства" боятся идти вразрез с государственным трендом", — добавил эксперт.
Объем российской электронной торговли по итогам 2013 года составил 520 млрд руб., это на 28% больше показателя 2012 года, подсчитала компания Data Insight. Еще 150 млрд руб. россияне потратили в иностранных интернет-магазинах. По оценке Data Insight, сейчас в России около 30 млн человек покупают товары и услуги через Интернет, из них 70% живут за пределами Москвы.
Беспошлинным порогом ввоза активно пользуются "серые" интернет-магазины, которые уходят в России от налогов и продают контрафакт, говорит представитель АКИТ Антон Пантелеев. По его словам, в некоторых сегментах торговли доля контрафакта превышает половину продаж, и этим озабочены не только ретейлеры, но и крупнейшие производители — Apple, Samsung, Canon и другие.
Ирина Юзбекова