Выехали на слабом рубле и панике
Дешевая нефть и слабый рубльспровоцировали небывалый спрос на автомобили в декабре прошлого года. За месяц в России было продано 270,7 тыс. машин – больше чем в конце 2013 года, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса. В выигрыше оказались автопроизводители из массового сегмента: Mazda и Mitsubishi улучшили продажи на 61 и 51% соответственно. В премиальном лидировали Infiniti и Porsche – рост на 69 и 66%. В этом году российский авторынок может обвалиться на 40%.
В декабре 2014 года в России было продано 270,7 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей – на 2,4% больше, чем за тот же месяц годом ранее, отчиталась вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Рост относительно ноября составил более 18%. В целом по итогам года автомобильный рынок сократился на 10,3%, до 2,5 млн машин.
По оценке «Автостата», декабрьский спрос стал самым сильным за всю историю российского авторынка. Он также позволил улучшить статистику суммарного объема продаж в 2014 году на 1,3 процентного пункта – по итогам января–ноября отставание от прошлогодних результатов составляло 11,6%.
Ажиотажный спрос на автомобили в декабре был спровоцирован резким падением курса рубля, а затем и цены на нефть, говорит коммерческий директор ГК «Автомир» Виталий Грошенков: «Еще в октябре мы думали, что в декабре будет затишье». «Люди в прямом смысле бились за машины: между собой, с продавцами. Проблема усугублялась тем, что никто не понимал, что происходит», – добавляет он. По словам Грошенкова, на волне ажиотажа проявилось два типа покупателей. Первые вкладывались в покупку автомобиля в надежде сохранить деньги. Хотя на деле машина быстро дисконтируется, поэтому это не самое лучше вложение средств. Вторые – покупатели из Белоруссии и Казахстана.
В сегменте массовых брендов главными бенефициарами декабрьского автомобильного бума стали Mazda и Mitsubishi – рост продаж на 61 и 51% соответственно. На третьем месте Kia – 26%. Но если у Mazda и Mitsubishi рост был и относительно ноября (54 и 61%), то продажи Kia, наоборот, снизились более чем на 2%.
Главными аутсайдерами в массовом сегменте стали Chevrolet, Skoda и Ford. Несмотря на ажиотажный спрос в декабре, продажи этих брендов упали более чем на четверть. Минус 9% показал АвтоВАЗ.
В премиальном сегменте максимальный рост продаж был у Infiniti и Porsche – 69 и 66% соответственно. Замыкала тройку лидеров Audi – 15%. Относительно ноября Infiniti увеличила продажи на 95%, Porsche – на 43%, Audi – на 11%. Отрицательные показатели в декабре были у BMW и Land Rover – 14 и 7%.
«По моим ощущениям, в декабре около 60% покупок были сугубо эмоциональными», – говорит Виталий Грошенков. Например, абсолютным лидером по росту продаж стала Isuzu. В декабре японский автоконцерн увеличил продажи в России в 11 раз, до 188 автомобилей.
«2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже», – заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе. Согласно прогнозу организации, в текущем году российский авторынок сократится еще на 600 тыс. машин, или 24%, до 1,89 млн штук.
Участники рынка считают прогноз АЕБ оптимистичным. По оценке генерального директора Suzuki в России Коичи Такакура, объем продаж автомобилей может упасть до 1,5 млн штук. Это уровень кризисного 2009 года. Этого не исключает и глава ассоциации российских автодилеров (РОАД) Владимир Моженков.
Главная задача автопроизводителей – не потерять позиции в России, втором по величине рынке в Европе после Германии. По словам руководителя Skoda в России Любомира Наймана, в 2015 году компания будет стремиться сохранить рыночную долю (по итогам 2014 года – 3,4%). «Соотношение продаж автомобилей российской сборки и импортируемых также останется на текущем уровне – 90 на 10%», – уточнил он. Коичи Такакура добавил, что сейчас из-за курсовых разниц стало выгоднее возить машины, собранные в Японии. Это значит, что японские бренды получат преимущество в ценообразовании.
Но есть те, кто попытается извлечь выгоду из кризисной ситуации. В 2015 году Kia планирует развернуть агрессивную кампанию по ценообразованию и продвижению бренда, заявил РБК управляющий директор компании в России Артем Гусаров. «В общем, будет интересно. Мы намерены увеличить нашу рыночную долю как минимум до 8%», – уточнил он. По итогам 2014 года Kia занимала 7,85% российского рынка.
Из-за падения продаж проблемы могут возникнуть у автодилеров, отмечает Владимир Моженков: «Первые две недели января, например, были совершенно пустыми». По его оценке, в 2015 году из 4,5 тыс. дилерских центров может закрыться около 600.