А.Фурсенко: Дискриминации россиян при приеме в вузы нет
А.Фурсенко также отметил, что по некоторым специальностям сокращаются бюджетные места в вузах, а по наиболее востребованным - увеличиваются. По словам министра, его ведомство несет ответственность не только за количество, но и за качество образования выпускников. "Тем вузам, которые не могут обеспечить требуемое качество образования, не нужно вообще давать возможность готовить студентов - ни на платной, ни на бесплатной основе", - отметил А.Фурсенко.
Говоря об интеграции России в европейскую систему образования, А.Фурсенко отметил, что до 2010г. страна должна войти в так называемый Болонский процесс.
Он отметил, что присоединение России к Болонскому процессу ведется по графику. Это процесс сложный не только для России, но и для стран Европы, поскольку образование - это достаточно консервативная сфера, отметил министр, подчеркнув, что Болонский процесс - это лишь часть развития образования в мире.
Не менее важным, по мнению министра, является интеграция системы образования в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как заметил министр, необходимо добиться соответствия и сотрудничества между системами образования стран ШОС и установить взаимное признание дипломов стран-участниц. По словам А.Фурсенко, система образования в Азии оригинальна и отличается от европейской системы - есть сильная составляющая, которую важно использовать и в российском опыте.
Между тем существует большое количество образовательных проблем и внутри России. Так, по мнению министра, в России до сих пор не решена проблема обеспечения безопасности в школах. "Сказать, что полностью решена проблема обеспечения безопасности в школах, я не могу", - заявил Андрей Фурсенко. Он отметил, что существует целый ряд технических проблем, которые необходимо решить для безопасности школьников. Это не только угроза терроризма, сказал министр, заметив, что в Сибири - это опасность возгораний.
А.Фурсенко отметил, что в крупных городах и в южных республиках, где повышена угроза терроризма, практически все школы оснащены тревожными кнопками, в ряде школ работает вневедомственная охрана. Между тем, тех средств, которые выделяются на обеспечение безопасности школьников, сейчас не хватает. Масштаб средств, необходимых на решение этой проблемы, несопоставим с выделяемыми в настоящее время средствами, сказал министр. Он напомнил, что обеспечение безопасности школьников находится в ведении муниципальных и региональных властей.
Министр подчеркнул, что государство должно сохранить сеть школ на случай демографического подъема в стране. По его словам, в 2000г. в России насчитывалось 20 млн школьников, в 2006г. - 15 млн, в 2008г. этот показатель, как ожидается, снизится до 13 млн. Однако потом можно ожидать демографического подъема, сказал министр.
Говоря о проблемах по сохранению школ на селе, А.Фурсенко напомнил, что в России более 5 тыс. школ с малым количеством учеников. Он добавил, что дело в не столько в деньгах на их сохранение, а в том, что там невозможно обеспечить качественное обучение. "Решение этой проблемы невозможно в одночасье, за один год, тем более на фоне демографического спада", - признал министр.
А.Фурсенко напомнил, что государство принимает меры в этой сфере. В частности, на селе предлагается создавать образовательно-культурные центры, объединяющее не только школы, но и детские сады и культурные центры, что позволит улучшить их материальное и культурное обеспечение. Кроме того, реализуется национальные проект в сфере образования, по которому все школы должны иметь полноценный доступ к Интернету, а на каждого сельского школьника должно выделяться вдвое больше материальных ресурсов, чем на городского.
Еще одной темой выступления министра стало среднее и высшее образование в Чечне. По словам министра, необходимо создать все условия, чтобы школьники из Чечни имели возможность поступать в вузы, как и все остальные их российские сверстники. "Мы должны сделать так, чтобы эти ребята могли, как и все из России, поступать в вузы, получать качественное высшее образование", - сказал министр. Он подчеркнул, что специальной образовательной программы для Чечни не существует, преподавание ведется по общим для всех российских школ программам.
Основной проблемой в сфере образования как в Чечне, так и в целом в южных республиках РФ, А.Фурсенко назвал нехватку материальных ресурсов, квалифицированных учителей, качественных учебников. Министр отметил также желательность качественного преподавания в школах русского и национальных языков, чтобы дети в старших классах были способны "изучать предметы на обоих языках".
При этом А.Фурсенко признал наличие серьезных проблем, связанных с темпами строительства школ и переполненностью классов.
Характеризуя сегодняшнюю встречу лидеров G8, А.Фурсенко отметил, что саммит даст толчок развитию образования во всем мире и привлечению дополнительных инвестиций в эту сферу. "Мы должны сделать образование одним из главных инструментов построения инновационной экономики", - подчеркнул министр.
А.Фурсенко отметил, что сегодня образование "не в полной мере отслеживает требования глобальной экономики". Он также пояснил, что экономика во всем мире чувствует катастрофический недостаток квалифицированных кадров. По мнению министра, никакая "утечка мозгов" не решит этой проблемы, если не будет качественно поднят уровень образования в мире. "Наличие глобального рынка труда требует глобализации образования", - отметил А.Фурсенко.