Партнера братьев Скигиных по конопле и платным дорогам объявили в розыск
Роман Белоусов оказался в центре нескольких корпоративных конфликтовСотрудники полиции объявили в федеральный розыск бизнесмена Романа Белоусова, бизнес-партнера по нескольким коммерческим проектам братьев Евгения и Михаила Скигиных. Об этом РБК сообщили два источника, близких к МВД.
Силовики обратились в Тверской суд Москвы с ходатайством об аресте предпринимателя, который, предположительно, скрылся за границей. Белоусова подозревают в совершении мошенничества в особо крупном размере (ст. 159, ч. 4 УК). Максимальное наказание по этой статье Уголовного кодекса составляет до десяти лет лишения свободы.
РБК направил запрос в пресс-центр МВД.
Роман Белоусов был партнером Скигиных в нескольких проектах. Один из них — строительство грузового порта на восточном берегу Сахалина. Концессионное соглашение о строительстве грузового порта на восточном берегу острова с компанией «Многофункциональный грузовой район», крупнейшим совладельцем которой был контролирующий акционер и председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин, было утверждено в марте 2021 года.
В 2021 году издание «Фонтанка» сообщало, что компания «Развитие транспортных проектов» (РТП) братьев Скигиных приобрела 49% долей в ООО «Овум групп», которая до этого целиком принадлежала Роману Белоусову. Компания была создана для привлечения инвестиций в портовый проект. По состоянию на 2024 год Белоусов владеет 50% акций компании ООО «Овум групп», следует из данных базы СПАРК. В 2021 году Михаил Скигин решил выйти из портового проекта.
Также Белоусов продолжает оставаться бенефициаром группы компаний «Платная дорога», соучредителем которой являлся Михаил Скигин. Компания занимается строительством платных дорог и переездов в Санкт-Петербурге и Московской области,
В 2015 году Белоусов вместе с Евгением Скигиным основал группу компаний «Коноплекс», занимающуюся выращиванием и обработкой технической конопли. По данным СПАРК, он остается акционером компании.
Михаил Скигин рассказал РБК, что познакомился с Белоусовым в 2003 году. «Мне тогда было 23, ему столько же. Так получилось, что это был первый человек, которого я уволил, на тот момент так сложились обстоятельства внутри компании», — сообщил Скигин. После увольнения Белоусов, по словам Скигина, ушел «в свободное плавание», а в 2008 году они встретились вновь — Белоусов тогда работал в консалтинговой компании. Компания, по словам Скигина, «пыталась нам помочь во время кризиса 2008 года, когда мы искали средства для строительства кораблей река-море». Тогда с этим проектом ничего не получилось, но Белоусов продолжил предлагать разные проекты, и некоторые из них были реализованы.
Белоусов довел до конца проект порта на Сахалине, сообщил Скигин: «Там были получены все соответствующие разрешения, и мы смогли этот проект реализовать и продать». По его словам, «те инвестиции, которые были в него сделаны, полностью возвращены», а Белоусов «показал себя дееспособным профессионалом».
Но в проекте по платным дорогам возникли проблемы, сказал РБК бизнесмен: «В какой-то момент затраты на проекты стали настолько высокими, что за эти деньги можно было бы спокойно построить один путепровод. <...> Последнюю точку в нашем доверии он поставил тогда, когда взял и переписал на себя один процент акций, после чего соотношение по контролю поменялось в его пользу».
Михаил и Евгений Скигины — сыновья Дмитрия Скигина, известного бизнесмена Петербурга 1990-х годов. Он умер в 2003 году в Ницце.
Старший Скигин был партнером Ильи Трабера и Сергея Васильева. Он экспортировал лесопродукты, а затем основал вместе с ними Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) и контролировал часть Балтийской бункерной компании.
ПНТ стал крупнейшей компанией Большого порта Санкт-Петербурга. Долю отца унаследовал в 2003 году его старший сын Михаил. С 2007 года до октября 2022-го Михаил Скигин был председателем совета директоров ПНТ. Он инициировал проект модернизации терминала с объемом инвестиций в 5 млрд руб., реализация которого началась в 2021 году. Затем должность председателя совета директоров заняла жена Васильева Елена.
В 2014 году Михаил Скигин стал соучредителем ГК «Платная дорога», которая занимается строительством путепроводов на принципах ГЧП, и ООО «Порт Поронайск» — проект развития порта на востоке Сахалина. В 2022 году он вышел из проекта грузового порта на восточном берегу Сахалина. Также Михаил Скигин владел частью бизнеса официального дистрибьютора велосипедов Electra в России и Китае и компанией «Геопроспект», которая занимается геологоразведкой в Западной Африке.
Его младший брат Евгений вместе с Белоусовым основал компанию «Коноплекс», которой принадлежали крупнейшие в России поля конопли. С 2022 года он находился в корпоративном конфликте с Белоусовым.
После выхода публикации представитель Евгения Скигина передала РБК его комментарий. «Акционерный конфликт между мной и Романом Белоусовым начался в ноябре 2021 после продажи им в личных интересах 10 процентной доли в дочерней структуре предприятия «Коноплекс», в котором мы являемся паритетными партнерами. Вслед за данной сделкой со стороны Белоусова состоялась попытка отстранить меня от управления компанией, проведя собрание акционеров без моего присутствия, утвердив новые устав и структуру общества и избрав подконтрольный совет директоров. Мы обратились в Арбитражный суд Москвы, который 6 февраля 2023 года признал недействительными решения общего собрания участников... На сторону Белоусова встали апелляционная и кассационная инстанции, судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда отменила апелляционное и кассационное постановления и оставила в силе решение первой инстанции», — заявил он.
После выхода публикации Белоусов передал РБК через адвоката, что считает незаконным привлечение к уголовной ответственности по заявлению иностранного гражданина. «Привлечь по сфабрикованным обстоятельствам с грубым нарушением принципа территориальности при производстве предварительного следствия, при многочисленных грубейших нарушениях российского законодательства и моих прав. В настоящее время все незаконные действия органов предварительного следствия, связанные с заявлением Евгения Скигина, по уголовному делу обжалуются», — заявил бизнесмен.
Также после выхода публикации в редакцию поступил комментарий ООО «Платная дорога». «Информируем, что проектно-сметная документация по всем региональным объектам Группы получила положительные заключения государственной экспертизы, что подтверждает корректность определения цен на работы, материалы и другие расходы, относящиеся к созданию объектов. Кроме того, ни один из концессионеров Группы не обращался к публичному партнеру за согласованием увеличения стоимости создания объектов. Также заметим, когда речь идет о проектах ГЧП в дорожной сфере, на рубеже последних нескольких лет крайне сложно было бы найти хоть один объект, который в принципе избежал бы удорожания. Недоумение вызвал и комментарий Михаила о его негативном отношении к выкупу 1% акций ООО «Платная дорога» Романом Белоусовым у кипрской компании Tollway Limited. Во-первых, сделка состоялась более четырех лет назад — в 2020 году. Во-вторых, она была совершена в соответствии с законодательством, единогласно одобрена всеми сторонами, в том числе директорами Tollway Limited, акционером которой является Михаил Скигин», — говорится в заявлении компании.