Думе предложили запретить рекламу на скоростных автодорогах
Депутат предложила внести в статью 19 закона следующий пункт: «Распространение рекламы на автомобильных дорогах федерального и регионального значения, с разрешенной максимальной скоростью движения 90 км/час и выше, не допускается». В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что сейчас «имеется практика по установке рекламных щитов вдоль указанных дорог, что, несомненно, отвлекает водителей от управления автотранспортным средством».
Свергунова считает, что «введение данной нормы позволит создать более благоприятные условия по предотвращению аварийных ситуаций». Дата рассмотрения законопроекта еще не назначена.
Ранее правительство потребовало от муниципалитетов, чтобы места под рекламоносители строго соответствовали нормам принятого еще в 2003 году отраслевого ГОСТа. Причем ранее считалось, что он носит рекомендательный характер.
О размещении наружной рекламы вблизи автомобильных дорог говорили 1 августа 2014 года на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Из имеющейся у РБК копии протокола заседания стало ясно, что руководителям субъектов РФ и муниципалитетов поручили привести в соответствие с «обязательными требованиями норм ГОСТа Р 52044-2003» места под установку рекламных конструкций. Контроль за тем, соответствуют ли конструкции требованиям «нормативных актов по безопасности движения транспорта», возложен на МВД «в соответствии с наделенными полномочиями».
Сразу же после своего утверждения 11 лет назад ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» сделал подавляющую часть всей наружной рекламы незаконной: его требованиям не соответствовало до 90% всех установленных на тот момент конструкций по всей стране.
Тогда власти приняли компромиссное решение: ГОСТ носит рекомендательный характер. А в 2006 году вступила в силу новая редакция закона «О рекламе», согласно которой рекламные конструкции и их территориальное размещение должны соответствовать техническому регламенту, который, однако, до сих пор не принят.
Гендиректор исследовательской компании «Эспар-Аналитик» Андрей Березкин рассказал РБК, что, по его мнению, подавляющая часть рекламных конструкций по-прежнему установлена с нарушениями ГОСТа. Он привел в пример лишь одно из правил: расстояние между бровкой земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) и рекламоносителем должно быть в населенном пункте не меньше 5 м. Этому требованию в городах не соответствует практически вся так называемая уличная мебель – конструкции небольшого формата, поясняет Березкин.
Всего в 50 крупнейших городах, где «Эспар-Аналитик» проводит свой мониторинг, по состоянию на 1 июля этого года насчитывалось более 187,3 тыс. рекламных поверхностей общей площадью 2,9 млн кв. м. В первом полугодии доходы их владельцев достигли 21,2 млрд руб. Если муниципалитеты будут приводить ранее утвержденные схемы размещения наружной рекламы в соответствии с ГОСТом, то многим из них придется и пересматривать итоги уже прошедших торгов. Только в Москве в 2013–2014 годах были разыграны 8,8 тыс. мест, по итогам торгов столица в ближайшие десять лет должна получить от победителей аукционов более 97,3 млрд руб.
Тем временем в пресс-службе столичного департамента СМИ и рекламы заявили, что еще год назад высказали свою позицию по отраслевому ГОСТу: он носит рекомендательный характер.
Директор юридического департамента группы Gallery Елена Михайлова рассказал РБК, что ГОСТы в области техрегулирования с 2011 года по своей правовой природе имеют добровольный характер применения, если они не включены в перечень обязательных актов. Она напомнила, что в феврале 2015 года вступит в силу техрегламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», который будет регулировать в том числе и размещение рекламных конструкций в полосе отвода автомобильных дорог.
Владислав Гордеев, Сергей Соболев