СПЧ после самоубийства Славиной предложил регламент обысков для силовиков
Совет по правам человека при президенте (СПЧ) предлагает уточнить регламент действий сотрудников правоохранительных органов при обысках, чтобы исключить повторения случаев, подобных произошедшему с Ириной Славиной. Нижегородская журналистка покончила с собой вскоре после проведения у нее обыска. Об этом объявил глава СПЧ Валерий Фадеев, передает ТАСС.
«Таких дел довольно много. Надо разобраться, зачем они [силовики] это делают: то ли из-за непрофессионализма, то ли действительно кого-то хотят устрашать. Здесь нужно либо регламент [проведения обысков] переписывать, либо они его нарушают, чтобы в шесть утра приезжать к свидетелю такой командой. Каким-то образом нужно исключить подобные драматические истории», — заявил Фадеев.
По словам главы СПЧ, он рассчитывает на поручение главы государства на этот счет после прошедшей на прошлой неделе встречи Владимира Путина с членами совета, где обсуждался этот случай. «Будем налаживать взаимодействие, доносить нашу позицию», — заключил Фадеев.
Главный редактор нижегородского издания Koza.Press Ирина Славина покончила с собой 2 октября напротив здания городского МВД. За день до этого силовики пришли с обыском в ее квартиру. Журналистка сообщила, что правоохранительные органы искали счета, листовки и брошюры «Открытой России». С обыском силовики пришли в 6:00, выломав дверь. «Будучи голой, одевалась уже под присмотром незнакомой мне дамы. Проводили обыск. Адвокату позвонить не дали... Забрали что нашли: все флешки, мой ноутбук, ноутбук дочери, компьютер, телефоны — не только мой, но и мужа, — кучу блокнотов, на которых я черкала во время пресс-конференций. Я осталась без средств производства», — описывала Славина следственные действия в Facebook.
Как пояснил глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, журналистка уже была фигурантом нескольких уголовных дел, в том числе о неуважении к власти и распространении фейков. Но по новому делу, связанному с сотрудничеством с «Открытой Россией», Славина проходила лишь как свидетель. Об этом упоминал Следственный комитет, дважды отказавшийся возбудить уголовное дело о доведении до самоубийства.
На встрече с президентом о ситуации с суицидом журналистки главе государства рассказал член СПЧ Евгений Мысловский. Он отметил, что Славина была свидетелем по делу, но «следователю не хватило ума пригласить ее к себе на допрос», а следственные действия в квартире проводились с элементами психологического давления. Путин в ответ заявил, что не увидел связи самоубийства «с какими-то злоупотреблениями со стороны органов следствия».