Основным самолетом ВВС РФ станет Ил-76МФ
Именно этим, как рассказал источник в Белом доме, определяется обтекаемость комментариев, высказанных Виктором Януковичем после встречи с Владимиром Путиным. Неслучайно премьер-министр лишь сообщил журналистом о подготовке "данного вопроса к рассмотрению на межправительственной российско-украинской комиссии в июле текущего года". Сама же Россия уже определилась с будущим своей военно-транспортной авиации.
Ставка сделана на машину Ил-76МФ. Самолет Ан-70, усиленно пропагандируемый украинскими авиастроителями, скорее всего, так и останется на уровне экспериментальных экземпляров. Транпортники Ил-76МФ и Ан-70 - по сути параллельные проекты двух давних конкурентов - конструкторских бюро Ильюшина и Антонова. И в небо первые машины были подняты практически одновременно: Ан-70 в декабре 1994 г., Ил-76МФ - в августе 1995 г. Вот только дальнейший путь машин был разный.
В феврале 1995 г. в результате авиакатастрофы погиб первый образец Ан-70, в январе 2001 г. серьезно пострадал второй экземпляр. Далеко не блестящими были и другие полеты. К этому времени стало ясно, что антоновский самолет не способен выполнить свою главную задачу - стать базовой моделью для военно-транспортной авиации европейских государств.
"По сути, проект Ан-70 держался только большой политикой. Проект неустанно лоббировали украинские президенты и практически все премьеры", - заявили газете в Главном штабе ВВС РФ. Российские же летчики всегда высказывались о машине отрицательно.
Наибольшие проблемы, по их словам, представляет двигатель: очень дорогой и малоресурсный. По словам главнокомандующего ВВС РФ генерала армии Владимира Михайлова, "на двигателе неправильно выполнен воздухозаборник, поэтому он, двигатель, склонен к помпажу", а "довести до ума его уже невозможно".
Газета отмечает слова главкома о том, что на такого рода двигателе уже "обожглись на Западе", и подобный путь однозначно считается бесперспективным. К тому же двигатель, как считают в правительстве РФ, не соответствует нормам ИКАО, а значит, летать самолет сможет, в лучшем случае, в воздушном пространстве России и Украины. Получить инвестиции на устранение этих недоработок и пытался Виктор Янукович в Москве. Как видим, пока и у него ничего не получилось.
А вот к Ил-76МФ претензий нет. Единственная проблема на сегодня в том, что самолет собирается на Ташкентском авиазаводе. Но и это, как подчеркнули в Главном штабе ВВС, решаемый вопрос: "Самолеты этого типа на 90 процентов состоят из российских комплектующих. И перенос их сборки из Ташкента в Воронеж - вопрос лишь времени".
"Модернизированные военно-транспортные самолеты Ил-76МФ для российских Военно-воздушных сил будут производиться на территории России, в Воронеже, - официально подтвердил эту информацию замглавкома ВВС РФ генерал-лейтенант Дмитрий Морозов. - В соответствии с Госпрограмммой вооружений до 2010 года ВВС России закупят 10 таких машин. Финансироваться их производство на Воронежском авиазаводе будет из бюджета Минобороны".
По словам генерала, производство самолетов на новом месте будет налажено уже в 2005 г. Ил-76МФ имеет ряд принципиальных отличий от самого массового, эксплуатируемого в России и за рубежом, военно-транспортного самолета Ил-76МД и его гражданской версии Ил-76ТД. На нем установлены более экономичные и экологические двигатели российского производства, в полтора раза увеличен объем грузовой кабины. Наконец, по шумам и вредным выбросам самолет полностью соответствует нормам ИКАО, и, следовательно, может без всяких препятствий летать над Европой и Америкой.