Мединский обозначил границы дискуссии художника и власти
Министр культуры в газете «Известия» начал с истории театра, согласившись с директором первого публичного театра (открыт в 1756 году) Александром Сумароковым, что государство должно активно поддерживать «высокое искусство», а сами деятели культуры лучше бы не самовыражались, а «воспитывали вкусы» в народе. Третий постулат Сумарокова заключается в том, что художник, власть и общество должны стремиться действовать заодно.
Мединский считает необходимым дискуссию художника и власти, предложив исключить из нее «элементы самодурства». Государство не должно применять «догматический диктат», а художник — отрицать обязательства перед обществом.
Дискуссия, по мнению министра, должна вестись «строго в поле признания общих ценностей». Ими он назвал ценность созидательного труда, развитие личности как залог общего процветания, служение отечеству, единство и преемственность тысячелетней истории России, а также историческое единство судеб народов России и дружественных народов, «многие из которых ранее входили в состав Российской империи или СССР».
Также общими Мединский назвал ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые и православием и всеми традиционными для России религиями, начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей.
Министр подчеркнул, что настаивает на этих ценностях в той части художественного творчества, что субсидирует государство. При этом он отметил, что «государство ничего не запрещает, но не все оплачивает».
Мединский в своей статье привел результаты опроса общественного мнения в исполнении фонда «Общественное мнение», в соответствии с которыми 82% граждан страны считают, что «государство должно контролировать содержание художественных произведений». «Мы не можем и не будем тоталитарно игнорировать мнение большинства наших сограждан», — указывает Мединский.
«Нетрадиционных» художников министр сравнивает с «нетрадиционной» медициной с той разницей, что первые ставят эксперименты над душами тысяч пациентов. «Сегодня мы уже и не помним, что классический «психологический театр» МХТ как раз в те годы считался частным творческим экспериментом. А вот «р-р-революционные» сценические безумства с обилием обнаженной женской натуры, скабрезными фантазиями о жизни царей и разнузданным богохульством так и остались постыдным недоразумением», — объясняет Мединский наличие творческого меньшинства в авангарде культурного развития.
«Экспериментов не чураются даже такие столпы отечественной культуры, как Александринка и Большой театр, — у обоих для этого есть Новая сцена. Но если зритель идет на историческую сцену, там он гарантированно увидит только то, что проверено временем. Главное — своевременно предупредить зрителя, на что его приглашают», — объяснил министр.
«Как «Армата» наследует традициям легендарной советской инженерно-конструкторской школы, так и миллионы россиян ощущают себя наследниками и продолжателями легендарной славы своих предков. Все вместе это — Большой театр, Эрмитаж, Третьяковка, МХТ, консерватория, скромная районная библиотека и городская художественная школа — и есть пространство культуры, где формируется историко-культурная идентичность, без которой любой танк лишь кусок железа, пусть даже очень технологичный. Перефразируя известную аксиому, скажу: если государство не кормит и не создает свою культуру, ее будет кормить и создавать кто-то другой. И тогда в конечном итоге все равно придется кормить чужую армию», — завершил свою статью Мединский.