Европа готовит санкции
Главы государств Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе объявят о расширении санкций против России, сообщило в среду Reuters со ссылкой на проект заявления ЕС. В качестве одной из мер главы государства предложат ЕБРР заморозить инвестиции в Россию. Впрочем, это больше повредит самому ЕБРР.
Версия 2.7
Евросоюз начнет включать в санкционный список российские компании, которые «подрывают суверенитет Украины», говорится в черновике заявления. Во вторник европейские дипломаты договорились изменить юридический базис «российской» санкционной программы с тем, чтобы ЕС мог налагать ограничительные меры не только на российских политиков, крымских чиновников и ополченцев с востока Украины, но и на российские компании, сообщил портал EUobserver.
Один из дипломатов, знакомый с ходом переговоров, сказал изданию, что новые юридические критерии позволят ЕС продвинуться в сторону так называемого третьего этапа санкций, но это будет «что-то вроде версии 2.7». Никакие конкретные имена пока не обсуждались, но Евросоюз теперь готов вводить санкции против российских компаний.
Правовые нормы ЕС жестко регулируют, насколько широко могут распространяться санкции против России за ее действия на Украине, отмечает The Wall Street Journal. В отличие от США Евросоюз не может вводить санкции против людей или компаний, не имеющих прямого отношения к украинскому конфликту. Поэтому европейские санкции могут затронуть, к примеру, российские компании, пришедшие в Крым после изменения его статуса.
В Крыму с марта 2014 года открыли отделения более 20 российских банков, хотя единственным действительно крупным банком, уже вышедшим в Крым, остается банк «Россия», ранее внесенный в санкционный список США.
Заморозить инвестиции
Кроме того, лидеры ЕС попросят Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), принадлежащий 28 государствам Евросоюза, приостановить финансирование новых проектов в российском государственном секторе. Это будет скорее символический жест: с 2003 года ЕИБ выделил на проекты в России лишь 1,6 млрд евро.
Более ощутимым может стать замораживание новых российских проектов со стороны Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), о чем также намерены ходатайствовать лидеры ЕС. На 31 марта 2014 года ЕБРР поучаствовал в 790 проектах в России, инвестировав 24 млрд евро (крупнейшие проекты см. во врезе). В прошлом году банк выделил на российские проекты 1,8 млрд евро.
«Если сравнить с тем влиянием, которое оказало на реальный сектор удорожание кредитов, то заморозка подобного объема инвестиций будет, пожалуй, даже более ощутимой. Ежегодный объем инвестиций ЕБРР в России составляет 0,1—0,2% ВВП, что существенно», — говорит главный экономист НИИ «Центр развития» ГУ ВШЭ Валерий Миронов.
С ним не согласен главный экономист БКС Владимир Тихомиров, который считает, что замораживание проектов в России ударит сильнее по самому ЕБРР, чем по России. «Вложения ЕБРР носили в большей степени политический характер, потому что для России было важно привлекать иностранные инвестиции, в том числе через международные организации», — говорит он. Тихомиров напоминает, что российские инвестиции всегда были прибыльными для ЕБРР. «Для России эффект будет несущественным, поскольку доля иностранных инвестиций в стране в целом незначительна», — подытоживает Тихомиров.
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов «Бинбанка» Юрий Амвросиев думает примерно так же: «ЕБРР не единственный на планете институт развития, и Россия сейчас вполне в состоянии обойтись без него. Если они реально хотят нанести урон России, то надо действовать смелее, если же только подразнить нас каким-то образом, то пусть это будет ЕБРР», — говорит Амвросиев.
ЕБРР еще подумает
Впрочем, ЕБРР не подчиняется Евросоюзу — акционерами банка являются 64 страны, включая саму Россию (4% уставного капитала), плюс две межправительственные организации. Кроме того, не ясно, поддержит ли совет управляющих ЕБРР рекомендацию ЕС ограничить доступ России к ресурсам банка. Пресс-служба ЕБРР сегодня отказалась от комментариев.
Согласно уставу ЕБРР, если какой-либо член осуществляет политику, несовместимую с целями и функциями банка, или в случае чрезвычайных обстоятельств, совет директоров рассматривает вопрос о приостановке или каком-либо изменении доступа такого члена к ресурсам банка. Окончательное решение по таким вопросам принимает совет управляющих ЕБРР — большинством не менее 2/3 управляющих, представляющих не менее 75% от общего количества голосов в ЕБРР.
Россию в совете директоров ЕБРР представляет Денис Морозов, а в совете управляющих — министр экономического развития Алексей Улюкаев.