В РПЦ высказались за отмену в России платных дорог
![Александр Щипков](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/47/755318199394475.jpg)
Первый зампред синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви с обществом и СМИ Александр Щипков призвал отменить в России платные дороги. Об этом он заявил в эфире телеканала «Спас».
По словам Щипкова, дорога дает человеку ощущение свободы и «обладания пространством». «Когда ты движешься — это пространство твое. И вдруг дорога платная. Ты подъезжаешь, там стоит семафор, там шлагбаум, ты платишь какие-то деньги, и это уже не твое. Ты едешь не по своей родине», — сказал он.
Дорога в России, подчеркнул Щипков, это «сакральное понятие», а платные дороги способствуют разделению «российского пространства». Он добавил, что понимает экономическую обусловленность взимания платы за проезд по таким трассам, но уверен, что это будет отменено.
![Фото: РБК](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/22/755318286251229.png)
Щипков также отметил, что ранее выступал за отмену роуминга на территории России, и 10 июля соответствующий законопроект прошел первое чтение в Госдуме.
Генеральный директор УК «Платная дорога» (входит в группу компаний, которая реализует проекты по созданию платных участков дорог в Московской области) Вадим Коваленко в разговоре с РБК подчеркнул, что «бесплатных» дорог вообще не существует.
«Дороги — это то, что объединяет огромную территорию нашей страны, чем их будет больше, чем качественнее они будут, тем лучше. Отметим, что «бесплатных» дорог не существует, т.к. их строительство и содержание осуществляется за счет сбора соответствующих налогов и акцизов, однако это не позволяет развивать дорожную сеть с требуемой скоростью. И привлечение бизнеса к развитию дорожной сети в рамках государственно-частного партнерства — один из эффективных способов решения этой задачи. При этом реализация проектов, предполагающих сбор платы за проезд, придает положительный импульс многим смежным отраслям экономики», — сказал Коваленко.
В ГБУ «Автодор» отказались комментировать РБК высказывание РПЦ.
С некоторых платных дорог в России действительно есть основания отменить взимание платы, считает директор по связям с общественностью ООО «Магистраль двух столиц» Александр Новиков, которое осуществляет строительство участка скоростной платной автодороги Москва — Петербург — от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга.
«К сожалению, в России есть несколько платных дорог, например в Псковской области, у которых нет дублера. Мало того, они ничем не отличаются от обычных — ни скоростным режимом, ни качеством дорожного полотна, ни уровнем безопасности», — сказал Новиков РБК.
При этом он отмечает, что при оплате автомагистралей потребители платят за «скорость, безопасность и комфортное передвижение».
«Все развитые страны идут по пути развития сети скоростных платных автомагистралей. И ключевое слово здесь «скорость», а не плата, ведь чем больше разрешенная скорость, тем выше требования к безопасности, тем сложнее инфраструктура и, соответственно, выше стоимость обслуживания дороги», — рассказал Новиков.
В 2016 году «Автодор» сообщил о планах увеличить протяженность платных дорог в России в четыре раза, с 500 до 2 тыс. км к 2020 году. «В целом в транспортной стратегии России за госкомпанией закреплено создание 12 тыс. км до 2030 года. Говорить о дальнейшем развитии еще рано, сколько из них станут платными, пока сказать трудно», — сказал глава компании Сергей Кельбах.
По итогам того же года «Автодор» получил лишь 72,5% от запланированной прибыли. В отчете компании в качестве причины назвали влияние макроэкономических факторов на уровень подвижности пользователей платных дорог и перенос сроков ввода платных участков на отдельных автодорогах.
В мае компания рассказала о возможности введения персонифицированных тарифов на проезд.