Путин и Собянин запустили движение по МЦД-3
Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин запустили движение на третьей линии Московского центрального диаметра (МЦД-3).
Третья линия Зеленоград — Раменское соединяет Ленинградское и Казанское направления железной дороги. Протяженность диаметра составляет 85 км, на нем располагается 38 станций. На 14 из них можно пересесть на метро, МЦК и пригородные железнодорожные направления. Так, пересадку можно сделать на станции метро «Ховрино», «Петровско-Разумовская», «Бутырская», «Рижская», «Сокольники», «Электрозаводская», «Авиамоторная», «Рязанский проспект», «Выхино», «Лермонтовский проспект» и «Косино». Кроме того, пересесть с диаметра можно будет на станциях МЦК «Лихоборы» и «Андроновка».
В часы пик поезда на МЦД-3 будут ходить каждые 5–6 минут, время работы диаметра — с 5:30 до 1:00. Новая линия должна облегчить передвижение по Москве и области жителям 24 районов.
По расчетам, запуск МЦД-3 разгрузит три ветки метро — салатовую, фиолетовую и оранжевую. Так, загруженность северного участка Люблинско-Дмитровской линии должна снизиться на 15%, а восточной части Таганско-Краснопресненской и северной Калужско-Рижской — на 8%.
Для проезда на МЦД-3 будет существовать три тарифа: «Центральная», «Пригород» и «Дальняя», рассказывал ранее Собянин. По тарифу «Центральная» (станции от Ховрино до Ухтомской, а также Ленинградский и Казанский вокзалы) проезд по диаметру будет стоить 50 руб., если оплачивать через «Кошелек» карты «Тройка».
По тарифам «Пригород» (станции от Зеленограда до Левобережной и от Ипподрома до Люберец) и «Дальняя» (станции от Клина до Алабушево и от 88-го км до Совхоза) — 65 руб. При этом по последнему за каждую станцию за пределами зоны «Пригород» придется доплачивать 30 руб.
Кто будет перевозить пассажиров по МЦД-3
Перевозкой пассажиров по МЦД-3 займутся крупнейший российский оператор электричек — Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) и Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (МТ ППК).
ЦППК — крупнейший в России оператор электричек (обслуживает 11 регионов), который уже работает на МЦД-1 и МЦД-2. Компания принадлежит учредителям и топ-менеджменту «Трансмашхолдинга». 14,5% акций компании находится в собственности министерства имущества Подмосковья.
МТ ППК (50% минус две акции принадлежат РЖД) обслуживает шесть российских регионов, в первую очередь в пределах Октябрьской железной дороги, к примеру от Москвы до Твери.
С обоими перевозчиками было заключено долгосрочное соглашение до 2030 года, все вопросы по взаимодействию по перевозке пассажиров МЦД-3 регулируются перевозчиками в рамках совместной работы, сообщили РБК в пресс-службе столичного дептранса. При этом поезда продолжат следовать и до Казанского (в случае ЦППК) и Ленинградского вокзалов (МТ ППК) и начнут курсировать по новому, сквозному, маршруту от Зеленограда до Раменского, перевозка пассажиров на всем диаметре будет осуществляться бесшовно.
Размер компенсации перевозчикам в рамках работы на МЦД-3 определяется в соответствии с федеральным законодательством, добавили в пресс-службе дептранса, не уточняя, какие суммы были инвестированы в проект МЦД-3 и сколько средств будет выделяться из бюджета на перевозку пассажиров.
Представители ЦППК и МТ ППК не ответили на запросы. РБК обратился за комментариями в пресс-службу министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья.
Первые две линии МЦД открылись в ноябре 2019 года. МЦД-1 Одинцово — Лобня соединил Белорусское и Савеловское направления, а МЦД-2 Нахабино — Подольск — Рижское и Курское. В ноябре 2020-го Собянин открыл обновленную станцию «Ховрино», через которую теперь проходит третья линия МЦД.
Четвертую линию диаметров (МЦД-4) Апрелевка — Железнодорожный власти Москвы планируют запустить этой осенью. Она соединит Киевское и Горьковское направления, протяженность МЦД-4 составит 86 км. На ветке будет располагаться 39 станций, 18 из которых пересадочные. Диаметр пройдет через центр Москвы и охватит все вокзалы города.
Отличительная черта Московских центральных диаметров заключается в том, что поезда, не привязаны к конкретным вокзалам и не имеют конечных остановок, как пригородные электрички.
Что с экономикой МЦД-3
По оценке Дмитрия Касаткина, управляющего партнера Kasatkin Consulting, для запуска проекта МЦД-3 понадобилось 170–180 млрд руб. Инвестиции в МЦД-3 и строительство главных путей для ВСМ Москва-Петербург на участке Москва-Алабушево составили более 200 млрд руб., говорит Никита Макуцкий, руководитель направления железнодорожного транспорта Центра экономики инфраструтуры (ЦЭИ).
«Возврат на такие инвестиции складывается не только из прямых поступлений (оплаты проезда), но и косвенных эффектов на экономику региона, которые могут превышать прямые поступления. Если посчитать все вместе, окупаемость может быть на горизонте 15–20 лет», — отмечает Касаткин. При этом ежегодные затраты для поддержки работы МЦД-3 могут составить еще 10–15 млрд руб., добавляет он. Увеличение операционных затрат будет незначительным, по сравнению с капитальными, замечает Макуцкий: «Это максимум, несколько сотен миллионов рублей в год, связанных с более высокой интенсивностью движения и обслуживанием новых вокзальных комплексов пассажирских станций». Последние будут генерировать и дополнительный доход в виде арендных поступлений от торговли, общепита и прочей коммерческой деятельности, говорит эксперт.
Капитальная составляющая каждого МЦД составляет десятки миллиардов рублей, говорит управляющий партнер консалтинговой компании «НЭО» Алексей Романенко. Большая часть трат в рамках проектов МЦД приходилась на строительство новых дополнительных главных путей, замечает старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов: «Это и так бы пришлось делать, чтобы эффективно разводить грузовую нагрузку со всей более растущей пассажирской. Так что траты не в пустоту».
Проект не является избыточным для Москвы, а позволяет решить проблемы миграции из пригородов в центр (альтернатива автомобильному транспорту, пригородным электричкам и метро) и существенно разгрузить московское метро, соглашается Романенко. По мнению Касаткина, эффекты для бюджетов Москвы и области от запуска МЦД-3 будут в различных областях — начиная от добавленной стоимости создаваемой при строительстве и создании инфраструктуры самого диаметра, эффекта от новых рабочих мест и заканчивая ростом добавленной стоимости создаваемых услуг, продуктов (в том числе недвижимости) на прилегающих территориях после запуска проекта.
Эффективность проектов масштабного развития транспортной инфраструктуры имеет смысл анализировать в более широком контексте, нежели прямая окупаемость инвестиций, и с этой точки зрения МЦД-3 — это проект, который создает огромные положительные эффекты для города, соглашается партнер консалтинговой компании «Б1» Ольга Архангельская.