Генпрокуратура начала проверку «Победы» из-за роста цен на билеты
Какие последствия при выявлении нарушений могут грозить лоукостеруГенеральная прокуратура проводит проверку увеличения авиакомпанией «Победа» («дочка» «Аэрофлота») тарифов на перелеты в Россию, сообщил ТАСС со ссылкой на представителя ведомства Александра Куренного. По поручению Генпрокуратуры, по его словам, Московская межрегиональная транспортная прокуратура начала проверку сообщений в СМИ об увеличении с 28 октября стоимости международных перелетов перевозчика.
«В ходе настоящей проверки будет дана оценка правомерности повышения стоимости авиабилетов. В случае выявления нарушений будут приняты необходимые меры реагирования», — отметил Куренной. РБК направил запрос в пресс-службу «Победы».
Представитель лоукостера Елена Селиванова 15 октября сообщила «Ведомостям», что уже через две недели — с 28 октября — авиакомпания поднимет на €25 (почти 1,8 тыс. руб.) цену билетов на рейсы из зарубежных аэропортов в Россию. Она напомнила, что в прошлый зимний сезон билет на международный рейс «Победы» в одну сторону стоил в среднем 4,5 тыс. руб. Таким образом, билеты подорожают в среднем на 40%.
Рост цен связан с решением Мосгорсуда, который по иску Московской межрегиональной транспортной прокуратуры запретил лоукостеру взимать с вылетающих из-за рубежа пассажиров €25 за регистрацию на стойках аэропортов, объяснила Селиванова.
В декабре 2018 года «Победа» уже пыталась убедить Минтранс в необходимости введения аналогичного правила (бесплатная регистрация онлайн и платная на стойке аэропорта) и для вылетов из российских аэропортов. Однако министерство такое предложение не поддержало.
Какие могут быть последствия проверки
После анонсированного «Победой» повышения цен Минтранс объявил о планах совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) изучить действия авиакомпании. В поступившем в РБК заявлении ФАС говорилось, что «выжимание» дополнительных сборов из пассажиров, в том числе при регистрации на рейс, идет вразрез с «политикой прозрачности и клиентоориентированности» группы «Аэрофлот». При этом ведомство сообщило, что на данном этапе его вмешательство не требуется.
По закону Генпрокуратура может проводить проверку действий как авиаперевозчика, так и органа власти, уполномоченного осуществлять надзор, то есть ФАС, говорит РБК управляющий партнер компании «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов. Если нарушение подтвердится, результатом проверки может стать привлечение к ответственности обеих сторон: перевозчика — «за нарушение антимонопольного законодательства», ФАС — за бездействие, говорит эксперт.
«В худшем случае — [«Победе» грозит] оборотный штраф за экономически необоснованные цены на билеты», — считает Пахомов. Сумма такого штрафа будет зависеть от размера выручки, полученной из-за роста цен. Для должностных лиц, по словам эксперта, возможна уже уголовная ответственность по ст. 293 УК РФ за неисполнение / ненадлежащее исполнение обязанностей, повлекших ущерб свыше 7 млн руб. или нарушение прав и законных интересов граждан. В таком случае руководителю грозит штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. и отстранение от должности на срок до трех лет.
В тревел-агентстве Biletix РБК сообщили, что летом 2019 года доля «Победы» во всех перелетах из-за рубежа в Россию составила 7,7%. Если бы «Победа» подняла стоимость авиабилетов 1 июня 2019 года на 40%, то в целом средний чек на авиабилеты в одну сторону из-за границы в Россию вырос бы с 12,5 тыс. до 13,1 тыс. руб., то есть всего на 4,7%. Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает повышение цен на билеты обоснованным. «Они как правильный лоукостер заставляют все считать. Перевозчик объяснил, что сам давать деньги на регистрацию не может, а сборы в бизнес-модели лоукостера — эффективная и верная мера. Такие судебные запреты лишь играют против самих клиентов, «Победа» эту проблему подсветила», — говорит эксперт.
Ранее прокуратура уже пыталась вмешаться в тарифную политику перевозчика. В январе 2019 года Александр Куренной назвал платную регистрацию в зарубежных аэропортах нарушением российского законодательства. Тогда Московская межрегиональная транспортная прокуратура подала против «Победы» иск, но изначально суд первой инстанции (Щербинский суд Москвы) встал на сторону авиакомпании. На апелляции 8 октября Мосгорсуд решение изменил.
На встрече с президентом Владимиром Путиным в октябре прошлого года глава «Аэрофлота» Виталий Савельев подчеркивал, что «Победа» «ведет себя жестко», но перевозчик очень востребован у населения, у которого нет денег «на более серьезные компании». «Куда бы она ни приходила, цены падают моментально на 25%», — говорил Савельев. Глава ФАС Игорь Артемьев также подчеркивал, что доходные ставки на маршрутах «Победы» в среднем на 10% ниже, чем на рынке. Это, в свою очередь, снижает цены на билеты всех перевозчиков на маршруте, говорил Артемьев.