Адвокат заявила о недопуске скорой к вскрывшим вены в Мосгорсуде
К обвиняемым по делу о хулиганстве, которые в пятницу, 17 ноября, порезали себе вены во время заседания Мосгорсуда, не допустили медиков. Об этом рассказала РБК адвокат Иннара Багдасарян, представляющая интересы одного из них — Шамхана Абдуева.
Инцидент произошел в пятницу, 17 ноября, на заседании по вопросу продления ареста шестерым фигурантам дела о драке в ресторане «Тануки» в августе 2015 года — Умару-Хаджи Идрисову, Рамбеку Мусрапилову, Шамхану Абдуеву, Абдулу Сатабаеву, Шамилю Садуеву, Аслану Махмутмерзаеву. Пятеро из них «совершили попытки суицида, порезав руки составными элементами зажигалок», сообщила пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова.
«Порезы были очень глубокие. Судья объявила перерыв, вызвали скорую — причем мы сами, адвокаты, вызывали. Подъехало пять машин. Прошло часа два, ребят подняли, сказали, что им якобы оказали медицинскую помощь. Руки у них были забинтованы, но кровь текла. Вышла судья, зачитала постановление — продлить стражу еще на два месяца. Я снова вызвала скорую, потому что ребята истекали кровью. Они стояли при этом в наручниках», — рассказала адвокат.
После оглашения постановления пятерых обвиняемых спустили в конвойное помещение на первом этаже. «Скорая приехала, и ее не пустили к ребятам. Приставы сказали, что тех уже увезли в СИЗО», — заявила Багдасарян. По ее словам, обвиняемых не могли увезти в СИЗО, так как скорая прибыла через 5–7 минут после вызова. Обычно обвиняемые продолжают находиться в конвойном помещении гораздо более длительное время, прежде чем их заберут, пояснила адвокат.
После возобновления заседания судья не поинтересовалась, нормально ли обвиняемые себя чувствуют и могут ли участвовать в процессе, отметила адвокат. Прокурор ходатайствовал о проведении остатка заседания в закрытом режиме. «Мы возражали, что оснований для этого не было. Но суд согласился закрыть заседание», — сказала Багдасарян. Защите удалось немного пообщаться с обвиняемыми: «Мы спросили: вас избивали? Один сказал «да», второй — «нет». В зале с начала заседания находились около пяти сотрудников службы судебных приставов и полиции, уточнила адвокат.
Защита обвиняемых намерена обжаловать действия приставов и конвоиров, не пустивших медиков в конвойное помещение, рассказала Багдасарян. «Но сначала мы узнаем, в каком состоянии подзащитные», — добавила адвокат.
РБК направил запросы в пресс-службу столичного управления МВД и в Федеральную службу судебных приставов.
Обвиняемые пытались обратить на себя внимание, поскольку находятся под арестом уже более двух лет, предположила Багдасарян: «Это не для того, чтобы уйти от наказания. Все мы — 13 адвокатов, 13 обвиняемых — заинтересованы, чтобы дело поскорее ушло в суд. А нам регулярно продлевают срок следствия и вместе с ним — стражу, уже два с лишним года». Согласно Уголовно-процессуальному кодексу максимальный срок содержания в СИЗО составляет 18 месяцев. «Мы подавали жалобы в Генпрокуратуру, в прокуратуру Москвы, в департамент Следственного комитета, в ГСУ. Все отписывались, что устраняют нарушения, что следствие идет нормально. Никто не обращает внимания, что сроки превышены, что они незаконно содержатся под стражей, идет нарушение конституционных прав, УПК», — сказала адвокат.
Дело против Идрисова, Мусрапилова, Абдуева, Сатабаева, Садуева и Махмутмерзаева было возбуждено после того, как в августе 2015 года произошла массовая драка в ресторане «Тануки» на юге Москвы (о ней сообщал ТАСС). По данным полиции, две группы молодых людей начали выяснять отношения. После того как охранник сделал им замечание, они ушли, но позже 25 человек вернулись в кафе с оружием и устроили там погром. Один из сотрудников ресторана получил огнестрельное ранение в ногу. Расследование на контроль брал Анатолий Якунин — на тот момент глава ГУ МВД РФ по Москве.
По данным следствия, участники потасовки принесли в ресторан пистолет, арбалет, карабины, охотничьи карабины «Сайга» и бейсбольные биты, угрожали своим оппонентам убийством, сообщила пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова со ссылкой на материалы дела.
Чертановский горсуд отправил обвиняемых под стражу в августе 2015 года, следует из данных картотеки Мосгорсуда; с тех пор арест им регулярно продлевался. «Одни не отказываются от того, что хулиганские действия ими были совершены; другие вообще ничего не совершали, случайно там оказались. Все привлекаются впервые, многие официально трудоустроены, имеют детей, престарелых родственников, родителей», — сказала адвокат Багдасарян.