Москва прощается с Арменом Джигарханяном. Вспоминаем любимые роли артиста
Фильмография Армена Джигарханяна насчитывает рекордное количество работ — более 300 фильмов, включая сериалы, телеспектакли, документальные картины, озвучивание и дубляж. Его голосом говорят Джон Сильвер (мультфильм «Остров сокровищ»), Волк (мультфильм «Жил-был пес»), граф Калиостро (Нодар Мгалоблишвили, фильм «Формула любви»).
Работа актера в кино началась в 1959 году и продолжалась почти 60 лет. Он переиграл массу ролей — от физика-шестидесятника до вора в законе, от белого офицера до немецкого шпиона, от лакея вельможи до главного мафиози, от влюбленного мужа до смешного дедушки.
Как написал коллега Джигарханяна актер и поэт Валентин Гафт в своей знаменитой эпиграмме, «гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян».
Хотя в богатой фильмографии актера почти нет главных ролей, его роли второго плана и эпизоды запоминались зрителям наравне с главными персонажами.
«Здравствуй, это я». 1965. Режиссер — Фрунзе Довлатян
Один из первых фильмов Армена Джигарханяна входит в число знаковых картин оттепели. Герой-шестидесятник, физик работает во благо науки, но память его на войне, где погибла любимая. В картине дебютировала Маргарита Терехова, их совместные сцены с Джигарханяном (и танец, и диалоги) очень точно отражают время и настроение эпохи. Помимо Тереховой партнерами по фильму «Здравствуй, это я» стали Ролан Быков, Наталья Фатеева, Фрунзе Довлатян.
«Новые приключения неуловимых». 1968. Режиссер — Эдмонд Кеосаян
В продолжении популярного фильма «Неуловимые мстители» Джигарханян сыграл роль штабс-капитана Петра Овечкина. Колоритная роль с иголочки одетого белого офицера, который противостоит главным героям. Небольшая деталь, придуманная самим артистом, — вытягивание шеи, будто попытка ослабить воротничок, не задохнуться в собственной злобе, — добавляет образу Овечкина глубину и неоднозначность.
«Старые стены». 1973. Режиссер — Виктор Трегубович
Чаще всего этот фильм вспоминают в связи с возвращением в большое кино Людмилы Гурченко, которую не снимали в главных ролях больше 15 лет после яркого дебюта в «Карнавальной ночи». Но появление Джигарханяна в качестве ее партнера в любовной линии сюжета не менее ценно для общей атмосферы фильма. Всего две сцены, знакомства и признания в любви, показывают жизненную историю обоих персонажей. Их интонации, внешний вид, странная сегодняшнему зрителю взрослость героя Джигарханяна (хотя тот говорит, что ему «под сорок») и даже слово «агрессор» — точные приметы 1970-х.
«Осень». 1974. Режиссер — Андрей Смирнов
«Осень», один из самых противоречивых советских фильмов, более всего похож на французские картины «новой волны», когда всё на полутонах, почти бессюжетно и неспешно. Неглавные роли в фильме Андрея Смирнова обрамляют историю любви главных персонажей, придают фильму неповторимый ритм, поэзию быту. Джигарханян в маленькой роли заботливого мужа неласковой жены и отца двух сыновей прост, но так точен и узнаваем, что важно каждое слово, каждый жест, поворот головы, интонация.
«Здравствуйте, я ваша тетя!». 1975. Режиссер — Виктор Титов
Эксцентричная комедия, которая благодаря режиссеру и актерскому ансамблю превратилась в шедевр, любимый и взрослыми, и детьми. Выбранная стилистика фильма — немое кино — позволила актерам наслаждаться гротесковой манерой игры, импровизировать и вносить свои предложения в создание образов. Джигарханян в роли судьи Кригса с усами, приклеенными «вверх тормашками», явно наслаждается участием в столь редком для советского экрана легком жанре. Впрочем, как и все его партнеры — Александр Калягин, Михаил Козаков, Татьяна Васильева.
«Собака на сене». 1977. Режиссер — Ян Фрид
В советском музыкальном фильме по известной пьесе Лопе де Веги Джигарханяну досталась одна из самых привлекательных ролей. Лакей Тристан, слуга главного героя, сообразителен, хитер, любит вино и женщин, умеет оказаться в нужное время в нужном месте. И в конце концов именно Тристан разрешает главный конфликт истории: благодаря его обману главные герои могут быть вместе. Тристан в «Собаке на сене» почти Фигаро, только чуть старше, чуть хитрее и не главный герой. Но когда Джигарханян в роли Тристана в кадре, можно поспорить, кто главный. Особенно когда артист поет. Плут Тристан окружен в фильме тонкими, облаченными в средневековые костюмы героями в исполнении Маргариты Тереховой, Михаила Боярского, Николая Караченцова, Игоря Дмитриева, Елены Прокловой, Эрнста Романова.
«Место встречи изменить нельзя». 1979. Режиссер — Станислав Говорухин
— Кто это там гавкает?
— С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов. Слыхал, наверное?
Это лишь пара фраз из культового советского фильма «Место встречи изменить нельзя» по роману Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». Главные герои Жеглов и Шарапов стали героями песен, анекдотов, мемов, шуток в КВН. Появление героя Джигарханяна — главного бандита по кличке Горбатый — зритель ждет с самой первой серии. Тот появляется лишь в финальной, пятой серии, действие которой накалено до предела. Актер в парике и с горбом пугает и одновременно притягивает взглядом умных глаз настоящего бандита — «такой и убить может». Главарь банды «Черная кошка», пожалуй, самый отрицательный герой за всю карьеру Джигарханяна в кино, но от этого не менее любимый зрителями и по-настоящему знаковый для актера.
«Тегеран-43». 1980. Режиссеры — Александр Алов, Владимир Наумов
Фильм о событиях Тегеранской конференции и отзвуках истории в 1970-х годах посмотрели более 47 млн зрителей. Совместное производство СССР, Франции и Швейцарии позволило привлечь к участию в нем таких иностранных звезд, как Ален Делон, Курд Юргенс и Клод Жад. А главную песню Une Vie d’Amour для фильма написал знаменитый французский шансонье Шарль Азнавур. Джигарханян сыграл в картине роль Макса Ришара, немецкого заговорщика и тайного участника событий 1943 года. Естественность и человечность в образе врага — настоящий знак Джигарханяна-мастера.
«Биндюжник и король». 1989. Режиссер — Владимир Алеников
Пронзительная история поздней любви биндюжника Менделя Крика из «Одесский рассказов» Исаака Бабеля на экране превратилась в легкий мюзикл на музыку Журбина. Атмосфера почти мифической дореволюционной Молдаванки в Одессе воссоздана и передана вполне достоверно: берег моря, одесские дворики, мальчишки, неповторимый юмор. Легкости нет только в образе Крика в исполнении Джигарханяна: в его глазах, сутулой спине, нелегкой походке читается обреченность и грусть. Даже в самой счастливой сцене фильма — почти эротической (привет, новое кино, — впереди 1990-е!), с любимой, красавицей Маруськой.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». 1992. Режиссер — Леонид Гайдай
Последний фильм главного советского комедиографа Леонида Гайдая — русско-американская картина, действие которой разворачивается в последние годы существования Советского Союза. Встреча президентов СССР и США оказывается на грани срыва из-за беспредела русской мафии, которая переселилась в Штаты. Джигарханян мастерски сыграл небольшую роль одного из мафиози, который все время говорит: «Кац предлагает сдаться». Актерский состав фильма впечатляет: перевоплощающийся в Ленина, Сталина, Гитлера Андрей Мягков (Артист), Дмитрий Харатьян, Михаил Кокшенов, Эммануил Виторган, Евгений Весник, Спартак Мишулин, Наталья Крачковская, Леонид Куравлев.
«Ширли-мырли». 1995. Режиссер — Владимир Меньшов
Знаковый фильм середины 1990-х, зрители которого разделились на ярых поклонников, разобравших фильм на цитаты, и ненавистников, обвиняющих Меньшова в абсурдности сюжета, неприемлемости жанра фарса и буффонады. Тем не менее он во многом отражает действительность 1990-х, образы точно угаданы. Пожалуй, ни в одном фильме Джигарханян не выглядел так ярко, как в «Ширли-мырли»: причем «прикид» в середине картины (красный пиджак, желтая рубашка, ярко-зеленый шейный платок) контрастирует со стильным костюмом в начале — будто из фильмов про американских гангстеров или итальянскую мафию. Помимо Джигарханяна в фильме заняты еще семь народных артистов СССР: Ролан Быков, Олег Ефремов, Нонна Мордюкова, Олег Табаков, Инна Чурикова, Всеволод Санаев, Евгений Весник, а также звезды советского кино, тоже народные, но России: Вера Алентова, Валерий Гаркалин, Любовь Полищук, Леонид Куравлев и сам Владимир Меньшов.
«Бандитский Петербург». 2000–2003. Режиссер — Владимир Бортко
Знаменитый сериал нулевых, особенно первые два фильма — «Барон» и «Адвокат», пользовался огромной популярностью и мог похвастаться высокими рейтингами. Закрученный сюжет, точные детали в изображении времени и мест действия (1990-е, начало нулевых; Питер и немного Москвы), музыка Игоря Корнелюка, отличные актерские работы. Наравне с молодыми в сериале заняты и народные артисты: Лев Борисов, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, Кирилл Лавров, Армен Джигарханян. В эпизодической роли Гургена, одного из главных воров в законе, Джигарханян воссоздает судьбу героя, его принципы, отношение к жизни.
В последние 20 лет Джигарханян продолжал много сниматься: фильмографию пополнили роли в фильмах и сериалах самых разных жанров и разного качества: «Казус Кукоцкого» (2005), «Звезда эпохи» (2005), «Кто в доме хозяин?» (2006), «Самый лучший фильм» (2007), «Руд и Сэм» (2007), «О, счастливчик!» (2009) и другие.