Минобрнауки предложило вузам обучить студентов борьбе с фейками
Минобрнауки попросило вузы провести для студентов курс лекций по разъяснению событий «меняющегося мира» и борьбе с фейками. Соответствующее письмо и план лекций есть у РБК, источник в Минобрнауки подтвердил его подлинность. О планах организовать такие лекции сообщило первым издание «Деловой Петербург».
В письме говорится, что министерство совместно с обществом «Знание» и МГИМО подготовили серию лекций, «направленных на геополитическое просвещение студенческой молодежи, разъяснение реалий в условиях меняющегося мира, а также формирование представления о современных вызовах и угрозах в области информационной безопасности и построение правильной архитектуры реакции на них (борьба с фейками)».
«Просим организовать доведение соответствующих материалов до студенческой молодежи посредством проведения лекций в онлайн- и офлайн-форматах, а также в рамках встреч <...> со студентами», — говорится в письме, адресованном руководителям образовательных организаций высшего образования.
РБК направил запрос в пресс-службу Минобрнауки.
К письму, на котором указана дата 11 марта, прилагаются материалы для лекции в виде 48-страничной презентации. В материалах также содержатся цитаты главы МИДа Сергея Лаврова и президента Владимира Путина, а также снабженная QR-кодом ссылка на брифинг официального представителя МИДа Марии Захаровой.
Сама лекция называется «Информационная безопасность: государственная политика Российской Федерации». Во введении к занятию указывается, что «на уровне гражданина также важно уметь распознавать фейковые новости и не стать объектом враждебной информационной манипуляции».
«Современные информационные войны ведутся при помощи новых видов воздействия, в число которых входит кибероружие, информационное воздействие на сознание, в том числе путем распространения фейковой информации. Специальная военная операция России на Украине обострила угрозы информационной безопасности», — говорится в материалах.
В разделе «Информационная безопасность» рассказывается о доктринах, принятых в России в 2010 и 2016 годах, называются ее составляющие, в том числе «защита психологического состояния общества и государства от негативного информационного воздействия», а также называются основные угрозы, в числе которых «использование отдельными государствами технологического доминирования в глобальном информационном пространстве для монополизации рынка информационно-коммуникационных технологий».
Также студентам предлагается ответить на вопросы, в том числе о том, «с какими враждебными целями могут использоваться информационно-коммуникационные технологии», «что такое государственный суверенитет» и «почему действующее правительство Украины не хочет или не может справиться с проблемой киберпреступности».
«В современном интернете западные интернет-платформы и социальные сети занимают доминирующее положение. Они имеют возможность диктовать информационную политику другим странам, навязывая видение истории и современных событий, выгодное странам Запада», — говорится в материалах лекции.
Студентам расскажут о том, что против России ведется «современная информационная война», главной «площадкой воздействия» которой являются социальные сети, а объект воздействия — их пользователи и молодежь.
«Цель — дестабилизация обстановки в стране, нарушение общественного порядка, навязывание чуждых ценностей, формирование ложных представлений об истории России и ее современной внешней политике», — отмечается в материалах лекции.
«В этих условиях важно соблюдать правила цифровой гигиены, критически анализировать информацию, чтобы не стать объектом западного информационного воздействия», — отмечают авторы.
За достоверной информацией о внешней политике России,
в том числе связанной со специальной военной операцией на Украине, студентам советуют обращаться к выступлениям министра иностранных дел Лаврова, официального представителя МИДа Захаровой и пресс-релизам на сайте Министерства иностранных дел.
Также студентам предложат ответить на вопросы о том, «почему военно-биологические программы, реализуемые Украиной совместно с США, представляли угрозу международной безопасности» и «почему киевский режим не информировал международное сообщество об этих программах».
Авторы также намерены сообщить студентам о том, что интернет «был создан в США при активном участии военных». «До сих пор управление интернетом осуществляется частными некоммерческими структурами, зарегистрированными в США (ICANN и PTI), но по факту — правительством США», — говорится в материалах к лекции.
Вторая часть предлагаемого занятия называется «Геополитика современной эпохи». В ней рассказывается о площади России, ее населении и приводится рисунок с сопоставлением площадей территорий России и США. В числе критериев, по которым авторы материалов относят Россию к великим державам, называется то, что страна обладает ядерным оружием и является правопреемницей СССР.
Студентам напомнят о вкладе России в мировую науку и культуру, а также расскажут о «военной мощи» страны и опасности «гегемонии» США.
В лекции приводятся карты расположения военных баз США и России, а также графическая схема «стратегии «геополитического окружения» в региональном разрезе». Расскажут студентам и об изменениях в отношениях с НАТО, планах расширения альянса, влиянии нефти на мировую политику, а также «цветных революциях» и связанных с ними «информационных войнах».
Украину авторы лекции упоминают в главе «Цивилизационные границы».
«Конфликт на Украине во многом имеет историко-культурные предпосылки. В цивилизационном смысле (этноса, религии, языка) Украина представляет собой разделенное государство, западная часть которого тяготеет к «католическому» европейскому миру; восточная — к «православному», русскому», — отмечается в лекции.
Это не первый пример обсуждения борьбы с фейками в образовательной среде. 12 марта департамент образования и науки Москвы организовал встречу для учителей московских школ о событиях на Украине. Как РБК рассказали четыре учителя на условиях анонимности, перед учителями выступили представитель МИДа Мария Захарова и главный редактор RT Маргарита Симоньян.
Эта встреча стала второй за две недели с участием Захаровой, которую организовали власти Москвы: 28 февраля прошла встреча с учителями истории и обществознания. Тогда педагогам объяснили позицию МИДа по военной операции на Украине и обсуждали возможные ответы на вопросы, которые учителям могут задавать школьники, к примеру: «Зачем Россия напала на Украину?»
В начале марта в России приняли закон об уголовном наказании за распространение фейковой информации о российских вооруженных силах, 4 марта его подписал президент Владимир Путин. За распространение информации, которую признают ложной, россиянам грозит штраф до 5 млн руб. или лишение свободы сроком до 15 лет.
В стране уже появились первые наказанные по этому закону. В частности, 10 марта на 35 тыс. руб. оштрафовали настоятеля церкви Воскресения Христова в деревне Карабаново под Костромой иерея Иоанна Бурдина за заявления в храме и публикацию на приходском сайте ссылки на антивоенную петицию.
16 марта Следственный комитет России возбудил уголовное дело против блогера Вероники Белоцерковской по обвинению в нарушении закона о фейках. Следователи заявляют, что в марте Белоцерковская в Instagram опубликовала ряд постов, в которых «под видом достоверных сообщений содержались заведомо ложные сведения об использовании Вооруженных cил России для уничтожения городов и гражданского населения Украины, в том числе детей», в ходе проведения спецоперации.
18 марта стало известно, что «Единая Россия» подготовила поправки в закон о фейках, которыми предлагается ввести ответственность, в том числе уголовную, за распространение ложных сведений о госорганах, работающих за рубежом.
Меры, предусмотренные законом о фейках
За публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации предусмотрен штраф до 1,5 млн руб., принудительные работы или лишение свободы до трех лет.
Отягчающими факторами может стать служебное положение, фальсификация доказательств, корыстные побуждения или мотивы политической, расовой и другой вражды. В этом случае штраф увеличивается до 5 млн руб., принудительные работы — до пяти лет, лишение свободы — до десяти лет.
Если распространение дезинформации повлекло тяжкие последствия, тюремный срок составит от десяти до 15 лет.
За публичную дискредитацию вооруженных сил грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., принудительные работы либо лишение свободы до трех лет.
Если такие действия повлекли смерть по неосторожности, причинили вред здоровью или имуществу граждан, спровоцировали массовые нарушения общественного порядка, штраф возрастает до 1 млн руб., срок лишения свободы — до пяти лет.
Под запрет попадают призывы к введению санкций в отношении России. Наказание — штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет (со штрафом до 200 тыс. руб.).