Прокуратура отсудила у чиновников 2 млрд руб. из-за сомнительных доходов
Подозрительные расходы
За последние три года Генеральная прокуратура подала в суды более 40 исков на 2,4 млрд руб. об обращении в госсобственность имущества чиновников, которое было приобретено на доходы сомнительного происхождения. 20 таких заявлений на общую сумму 2 млрд руб. суды удовлетворили. Об этом рассказал во вторник, 18 апреля, начальник управления ведомства по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Александр Русецкий.
Более половины этой суммы составляет имущество, изъятое у бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, обвиняемого по десяти эпизодам взяточничества. В мае 2016 года Южно-Сахалинский горсуд обратил в госсобственность его земельные участки, дома, транспортные средства и ювелирные изделия на 1,1 млрд руб.
В госсобственность имущество чиновников изымается согласно закону «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности», действующим с 2013 года. Он ввел для должностных лиц обязанность не только декларировать имущество и доходы, но и отчитываться о тратах. Если чиновники за определенный период расходуют сумму, троекратно превышающую собственный годовой доход и доход их супругов, прокуратура вправе начать специальную проверку. Если законность происхождения израсходованных денег не подтверждается, прокуроры могут потребовать через суд изъять в казну приобретенное на эти суммы имущество.
С тех пор как у прокуратуры появились такие полномочия, всего она проверила более 500 чиновников, рассказал Русецкий на совместном антикоррупционном семинаре Генпрокуратуры и правительства Москвы. По его словам, надзорное ведомство инициировало поправки к закону о контроле, предложив распространить его и на бывших госслужащих. Это необходимо, полагает Русецкий, на тот случай, если сделки чиновника на подозрительно большие суммы становятся известны правоохранительным органам уже после его отставки.
Неверные декларации
Всего в 2016 году Генпрокуратура зафиксировала 325 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, внесла 67 тыс. представлений и подала более 10 тыс. судебных исков по коррупционным нарушениям. 80 тыс. чиновников за эти нарушения были привлечены к административной и дисциплинарной ответственности, отчитался Русецкий.
Надзорный орган насчитал за прошлый год 74 тыс. нарушений, связанных с декларациями о доходах и имуществе. Это число год от года снижается незначительно, отметил прокурор. По его словам, одной из причин является постоянное появление новых требований и ограничений, а также расширение круга лиц, которые должны предоставлять декларации. Например, в прошлом году в законодательстве были уточнены требования к отчетам депутатов региональных заксобраний. В результате в Пермском крае по требованию прокурора прекращены полномочия 14 депутатов, рассказал начальник антикоррупционного управления Генпрокуратуры. Надзорные органы стали лучше выявлять неверные сведения в декларациях, считает Русецкий, в этом им помогают «современные технологии» и договоренности с Федеральной налоговой службой, Росреестром и другими ведомствами.
Еще около 3 тыс. нарушений в сфере коррупции связано с конфликтами интересов и незаконным участием чиновников и парламентариев в предпринимательстве, рассказал Русецкий. Больше всего их совершается в сфере госзакупок, когда присутствует «личная заинтересованность членов закупочной комиссии в победе в тендере того или иного участника». Еще один распространенный случай конфликта интересов — предоставление государственной субсидии предприятиям, аффилированным с властью, отметил представитель Генпрокуратуры (по подозрению в этом злоупотреблении, например, был арестован экс-глава Республики Марий Эл Леонид Маркелов).
Число чиновников, уволенных с формулировкой «в связи с утратой доверия», в 2016 году выросло относительно предыдущего года в три раза и составило 383 человека, добавил Русецкий.
В прошлом году много нарушений было выявлено в депутатском корпусе, что частично объясняется включением в систему декларирования муниципальных депутатов, отметил в разговоре с РБК руководитель проекта «Декларатор» антикоррупционной организации Transparency International Андрей Жвирблис. «Те органы, которые традиционно включены в систему декларирования (это, например, органы исполнительной власти федерального уровня и их региональные отделения), меньше нарушают, чем пять-семь лет назад. Но их нарушения все еще достаточно многочисленны», — указал эксперт.