Плохая карма: чем грозит Malaysia Airlines гибель двух самолетов подряд
Малайзийская компания еще в прошлом году считалась одним из самых безопасных и высококлассных авиаперевозчиков в мире, но все изменилось в марте нынешнего года: лайнер Malaysia Airlines, следовавший рейсом MH 370 из Куала-Лумпура в Пекин, просто исчез с экранов радаров и до сих пор не найден.
Крушение под Донецком рейса MH 17 из Амстердама в Куала-Лумпур грозит Malaysia Airlines, и без того переживавшей непростые времена, коммерческой гибелью. "Тот факт, что катастрофа произошла не по их вине, не означает, что им удастся избежать имиджа небезопасной компании", - заявил The Wall Street Journal аналитик Эндрю Чарлтон изAviation Advocacy. По его словам, отношение к этой авиакомпании радикально изменилось после бесследного исчезновения ее самолета в марте, а теперь она может полностью утратить доверие пассажиров.
Плохие финансы и отличная репутация
Еще до пропажи злополучного рейса MH 370 Malaysia Airlines испытывала финансовые проблемы: акции компании стабильно дешевеют на протяжении уже трех лет. Зато перевозчик отличался хорошей репутацией: еще в 2013г. Malaysia Airlines входила в семерку лучших перевозчиков в мире по качеству сервиса. Британская Skytrax тогда подтвердила рейтинг Malaysia Airlines "5 звезд". Для сравнения, самая высокая оценка, которую получили в прошлом году от Skytrax российские авиакомпании, - только "3 звезды" ("Аэрофлот", S7 и "Трансаэро").
С 2007 по 2010г. Malaysia Airlines была прибыльной, однако в 2011г. зафиксировала убыток и в качестве антикризисной меры начала сокращать количество рейсов. Ключевой проблемой для авиакомпании стал активный подъем конкурентов - в основном лоукостеров, которые проводили активную экспансию в Юго-Восточной Азии. На долю бюджетных авиакомпаний, которые еще десять лет назад просто не существовали в Азии, сегодня приходится около 50% пассажирского трафика в регионе. Главный из конкурентов- ныне крупнейший лоукостер региона AirAsia, как и Malaysia Airlines, базируется в хабе Куала-Лумпура.
Несмотря на интенсивный рост азиатского рынка пассажирских авиаперевозок, Malaysia Airlines в 2013г. отчиталась об убытке в размере 1,17 млрд малайских ринггитов ($367 млнпо текущим курсам).
История авиакомпании началась в октябре 1937г. Тогда два австралийца - братья Теодор и Чарльз Уэрны (Wearnes) - наладили воздушное сообщение между Куала-Лумпуром, Сингапуром и малазийским островом Пенангом. В 1947г. - после обретения Малайзией независимости от Японии - перевозчик получил имя Malaysian Airways (впоследствии название несколько раз модифицировалось). На протяжении всей этой долгой историиMalaysia Airlines отличалась относительной безопасностью. В базе aviation-safety.net с 1947 по 2013г. за компанией числится 13 инцидентов, в двух из которых погибли люди. Последняя катастрофа до пропажи рейса MH 370 с малазийскими авиалиниями произошла в 1995г. А сбитый над Донецком Boeing 777 (регистрационный номер 9M-MRD) не был замечен в каких-либо инцидентах, если судить по публичным базам авиапроисшествий.
Черная полоса
Мартовская трагедия, заставила аналитиков усомниться, что Malaysia Airlines вообще сумеет справиться со своими финансовыми трудностями. Что случилось с тем рейсом, так и не ясно, и эта неопределенность не позволяет авиакомпании перевернуть черную страницу.
8 марта рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин, пролетая над Южно-Китайским морем, прервал связь с диспетчерами. Впоследствии выяснилось, что самолет находился в воздухе не менее 7 часов после потери контакта. Международные поиски самолета, ставшие одними из самых масштабных за всю историю, ни к чему не привели. Предположительно, лайнер потерпел крушение в южной части Индийского океана. На его борту находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа, все считаются погибшими.
В апреле были отменены или перенесены брони на более 30 тыс. билетов на рейсыMalaysia Airlines, говорил в июне министр туризма Малайзии Мохамед Назри Абдул Азиз.Одна из причин - непроясненная участь рейса MH370. Потери авиакомпании в I квартале2014г. составили 443 млн ринггитов ($139 млн).
Крушение самолета Malaysia Airlines над Украиной, унесшее жизни 283 пассажиров и 15 членах экипажа, стало крупнейшей по числу жертв авиационной катастрофой после терактов 11 сентября 2001г.
"В истории авиации не случалось такого, чтобы одна авиакомпания столкнулась с двумя крупными катастрофами в течение всего четырех месяцев", - констатирует Мохшин Азиз, авиационный аналитик Maybank Investment Bank в Куала-Лумпуре (цитата по WSJ). "Мне не приходит в голову, что бы они могли сделать, чтобы спасти себя", - отмечает аналитик. По его оценкам, после украинской катастрофы перевозчику хватит средств, чтобы протянуть только до середины 2015г.
Премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак заявил, что правительство страны сейчас рассматривает любые варианты спасения авиакомпании. А Мохшин Азиз из Maybankпредупреждает, что ее банкротство может иметь последствия для всей страны - ударить по суверенному рейтингу, туристической отрасли и рынку труда. По мнению эксперта, сейчас Malaysia Airlines можно спасти только с помощью оперативной - в течение двух месяцев - приватизации.
Значительная часть компании (почти 70%) принадлежит малайзийскому фонду национального благосостояния Khazanah Nasional. В июне госфонд обсуждал перспективы реструктуризации авиаперевозчика через партнерство с Etihad Airways. Авиакомпания из ОАЭ недавно как раз спасла от банкротства итальянскую Alitalia.
Акции Malaysia Airlines, которые торгуются на Малайзийской фондовой бирже, по итогам пятничных торгов упали в цене на 11,1%. С начала года ее акции подешевели на 26%.
Мрачные совпадения
Черная полоса Malaysia Airlines грозит нехорошими ассоциациями и компании Boeing. Самолет, потерпевший крушение на Украине, был "близнецом" пропавшего в марте "Боинга".
Согласно информации Malaysia Airlines, Boeing 777-200ER (заводской номер 28411) поступил в компанию в июле 1997г. По данным ресурса planespotters.net, свой первый полет лайнер совершил ровно 17 лет назад - 17 июля 1997г.
До катастроф Malaysia Airlines эксперты во всем мире признавали Boeing 777 одним из самых безопасных самолетов. В общей сложности различные модификации Boeing 777 попали в 11 инцидентов, пять из которых привели к гибели лайнера - включая два крушения Malaysia Airlines в этом году.
С момента введения в эксплуатацию в 1995г. и до исчезновения малазийского рейса в марте этого года в авариях с участием этого самолета погибли три человека. Пропавший пекинский рейс и гибель самолета под Донецком увеличили число жертв на рейсах Boeing 777 до 540 человек.
Акции Boeing подешевели на 1,2% по итогам вчерашней сессии в США. Украинская авиакатастрофа вызвала и снижение котировок американских авиакомпаний, поскольку первоначально инвесторы рассматривали версию о неисправности самолета. БумагиAmerican Airlines подешевели на 4%, а Delta - на 3,4%, а United Airlines - на 3,5%. У всех них в авиапарке есть самолеты Boeing 777.
Алена Сухаревская