КС назвал эвтаназию бездомных животных исключительной мерой
Эксперты обратили внимание на размытость формулировок решенияУсыпление как исключительная мера
Эвтаназия бездомных животных должна быть исключительной мерой, допустимой при ряде условий, заявил председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин по итогам рассмотрения дела о проверке соответствия Конституции статьи закона «Об ответственном обращении с животными» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты. Трансляция оглашения постановления суда велась на его канале в YouTube.
Поводом к рассмотрению стал соответствующий запрос Верховного суда Бурятии, отметил Зорькин. В ноябре парламент республики одобрил эвтаназию безнадзорных животных, если тех не забрали из пункта временного содержания, при тяжелой неизлечимой болезни и травмах или если они нападали на человека.
Конституционный суд признал нормы федерального закона, разрешающие регионам самим устанавливать правила обращения с безнадзорными животными, не противоречащими Конституции, поскольку они предполагают, что умерщвление бездомных животных может осуществляться, «если животное без владельца совершило нападение на человека или проявляет немотивированную агрессивность либо является носителем возбудителя опасной болезни или болеет ею, а также в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного».
В иных случаях эвтаназия может быть обусловлена только сложившейся в регионе экстраординарной ситуацией и необходимостью обеспечения безопасности граждан, счел Конституционный суд. При этом в постановлении называются дополнительные условия применения таких мер:
- только когда организация любых других мероприятий «объективно не может привести к разрешению этой ситуации»;
- при условии, что данная мера носит временный характер;
- если предусматриваются разумный срок и условия для возможного обнаружения животного его владельцем.
Такое толкование норм федерального закона является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике, говорится в постановлении.
Закон, дающий регионам право самим устанавливать правила обращения с бездомными животными, был подписан президентом в июле 2023 года. После этого некоторые субъекты воспользовались таким правом и приняли региональные законы, разрешающие эвтаназию бездомных животных. Среди них — Бурятия, Магаданская и Оренбургская области, Тува, Астраханская область, Чукотка, Республика Алтай.
Обсуждение положений федерального закона, а также принятие региональных актов вызвало широкую критику со стороны общественности и зоозащитников. В Бурятии группа граждан, а также благотворительная организация помощи животным обратились в Верховный суд региона и потребовали признать недействующими положения регионального закона. Тот, в свою очередь, обратился в Конституционный суд.
18 июня состоялось заседание КС, в ходе которого суд заслушал сторону заявителя (ее представляла судья Верховного суда Бурятии Татьяна Раднаева), представителя Совета Федерации, генерального прокурора, президента, Минюста.
Как на постановление отреагируют местные власти
16 июля вступил в силу региональный закон Магаданской области, разрешающий эвтаназию бездомных животных. В тот же день областная прокуратура сообщила, что прокурор региона Дмитрий Разуваев обратился в суд с административным исковым заявлением.
«Прокуратура Магаданской области придерживается позиции, согласно которой правило об эвтаназии неопасных бездомных животных противоречит федеральному законодательству и принципам гуманности», — говорится в заявлении. Прокуроры объявили предостережение о недопустимости нарушений закона в части усыпления жизнеспособных и неопасных животных, сообщили там. «Отловленные и содержащиеся в приютах бездомные собаки пересчитаны, их дальнейшая судьба находится на контроле органов прокуратуры. В случае жестокого обращения с животными будет поставлен вопрос об уголовной ответственности виновных лиц», — подчеркнули в прокуратуре.
Юрист ассоциации «Мы вместе», объединяющей приюты и фонды помощи животным, Татьяна Красковская отмечает, что положительным моментом решения Конституционного суда служит напоминание о принципах гуманности и о том, что такая мера, как умерщвление животных спустя короткое время после отлова, считается не нормальной, а экстраординарной.
Однако для того, чтобы защитить бездомных животных от массового умерщвления, этого недостаточно, считает юрист. Она поясняет, что понятие «экстраординарная ситуация» можно толковать по-разному и четких критериев ее определения нет. «Экстраординарными [ситуациями] может быть признано что угодно. Что таких животных слишком много, что [к властям] поступают заявления от недовольных граждан, что собаки из стай пугают людей и так далее. Что угодно», — перечислила Красковская.
Вице-президент Московского общества защиты животных Кирилл Горячев также отмечает, что четкие критерии экстраординарной ситуации, при которой можно будет использовать эвтаназию, Конституционным судом не определены, поэтому объявить таковой, как и потом оспорить, можно будет практически любую ситуацию в регионе.
Красковсккая также указала, что в своем постановлении КС пришел к выводу, что экстраординарная мера, объявляемая регионом, должна быть временной, однако срок может быть установлен, например, два года, а позже может быть продлен.
Кроме того, в постановлении Конституционного суда указано, что для обнаружения владельцем его животного, попавшего в пункт временного содержания, должен быть установлен разумный срок; однако какой именно срок следует считать разумным, не уточняется, рассуждает эксперт. Помимо этого умерщвлению будут подвергаться животные, проявляющие немотивированную агрессию. «Кто определит, какая агрессия мотивирована, а какая — нет. Это очень спорный вопрос», — добавила она.
Красковская также подчеркивает, что, по новым нормам, регионы смогут среди прочего устанавливать и свои правила отлова, в том числе применяя негуманные методы, а потом усыпляя животных для прекращения их страданий, причиненных в момент отлова.
В целом постановление Конституционного суда не сужает для регионов возможности по умерщвлению бездомных животных, просто делает этот процесс более сложным, но все же вполне реальным, полагает эксперт.
В день вынесения решения КС Оренбургский и Магаданский областные суды временно приостановили возможность умерщвления бездомных животных.