Выборочный сепаратизм
Больше 40% россиян поддерживают идею отделения некоторых регионов от крупных стран, и только 14% выступают сторонниками принципа территориальной целостности, свидетельствуют данные ВЦИОМа. Только часть россиян занимают принципиальные позиции по этому вопросу, остальные зависят от политической конъюнктуры, говорят эксперты. В 2008 году российское общество было готово отстаивать целостность Сербии, но с таким же энтузиазмом признало независимость Абхазии и Южной Осетии.
Только треть россиян отрицательно относятся к сепаратизму как таковому, следует из данных последнего опроса ВЦИОМа. При этом положительно оценивают стремление некоторых территорий отделиться от крупных стран 42% респондентов. Еще почти треть опрошенных (28%) не смогли определиться с ответом на вопрос социологов. Отделение регионов должно проходить через референдум, считает подавляющее большинство россиян (71%). Такие референдумы считает несостоятельными только каждый десятый (9%), а почти каждый пятый (19%) не определился со своим отношением по этому вопросу.
С большим сочувствием к сепаратизму относятся в Москве и Санкт-Петербурге (53% ответили скорее положительно) и в целом в крупных населенных пунктах, чем в селах (39%). Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров в разговоре с РБК объяснил это большей информированностью и политизированностью жителей крупных городов.
При этом идея распада крупных государств на мелкие не пользуется такой же поддержкой. Почти половина россиян (45%) скорее отрицательно оценивает идею разделения крупных государств на мелкие. Чуть более четверти респондентов (27%) относятся к идее распада крупных стран благосклонно.
В вопросе о том, как поступать, когда та или иная территория хочет отделиться, россияне продемонстрировали прагматизм: самый частый ответ (37%) – каждый случай индивидуален, и если одним регионам стоит предоставить право на самоопределение, то другим – нет. При этом территориальная целостность воспринимается как незыблемая ценность только 14% россиян, еще 15% затруднились ответить.
Около трети респондентов (34%) в этом вопросе считают правильным руководствоваться принципом права народов на самоопределение. С сентября 2008 года эта цифра менялась незначительно, но весной того же года только пятая часть (19% в марте 2008 года) россиян высказывались за право народов на самоопределение. Тогда, в феврале 2008 года, о своем суверенитете в одностороннем порядке провозгласил сербский край Косово, его независимость сразу же была признана США и большинством стран Европейского союза, что Россия посчитала нарушением международного права. Следующий опрос ВЦИОМа проводился уже после того, как Москва после краткосрочной войны с Грузией признала независимость самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии.
Люди отвечают по-разному в зависимости от того, как они относятся к каждой конкретной стране, считает Федоров. «Сербов мы любим, а албанцев – нет, поэтому отделение Косова от Сербии – это плохо. Дончан мы любим, а украинцев – нет, поэтому отделение Донбасса от Украины – это скорее хорошо. Поэтому нельзя сказать, что все россияне – сторонники территориальной целостности или, наоборот, сепаратисты. Каждый случай они оценивают отдельно», – прокомментировал РБК данные опроса гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. Близкий Кремлю политолог Сергей Марков указывает на пример Донбасса, жителей которого россияне считают не сепаратистами, а антифашистами.
Примеры отделения территорий россияне прежде всего ассоциируют с чеченскими войнами и югославским конфликтом, что настроило людей поддерживать стабильность, отмечает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. Разницу в отношении россиян к праву на самоопределение в пределах одного 2008 года эксперт объясняет воздействием пропаганды. «В каждой точке зрения существует ценностное ядро, но на него всегда нарастает большое число голосов, которые определяются исключительно информационным фоном», – считает Тэвдой-Бурмули.
Опрос был проведен 27–28 сентября 2014 года. Опрошены 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.