Автомобильному буму в России приходит конец
Продажи автомобилей в 2009г. в России могут снизиться на 45%, считают эксперты PricewaterhouseCoopers. Меньше всего пострадают отечественные бренды и подержанные иномарки, пишет сегодня "РБК daily".
Падение на 45% - это пессимистичный сценарий развития автопрома, который описал накануне партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут на конференции "АСМ-холдинга", посвященной итогам развития автопрома в 2008г.
Согласно этому сценарию, в 2009г. продажи в январе составят менее 100 тыс., к апрелю выйдут на уровень 150 тыс. автомобилей в месяц, на котором и продержатся до ноября. Для сравнения: в этом году ежемесячные продажи (включая и подержанные авто) колебались в пределах 200-300 тыс. машин. Таким образом, весь рынок в следующем году может упасть до 1,73 млн автомобилей. В этом году, считает С.Рут, будет продано 3,1-3,2 млн автомобилей, из которых 400 тыс. составят подержанные.
Он считает, что повышение пошлин и кредитный кризис больше всего ударят по импорту новых и подержанных иномарок. Одновременно выиграют производители отечественных автомобилей, считает эксперт. "У них ниже цены и расходы в рублях, и их не затронут пошлины", - говорит он. Кроме того, они выиграют и от снижения доли кредитных продаж до 10%, считает эксперт. По его оценке, до кризиса доля продаж в кредит составляла 50% от объема продаж в долларовом выражении, или около 35% в штуках. При этом основную часть кредитных машин составляли недорогие иномарки.
"Сейчас покупателям этого сегмента придется удовлетвориться более дешевыми автомобилями, возможно, и отечественных брендов", - считает С.Рут. При этом продажи подержанных иномарок также могут немного вырасти. По подсчетам заместителя гендиректора "АСМ-холдинга" Александра Ковригина, спрос с новых иномарок к подержанным перейдет частично уже в этом году, их доля вырастет с 12,5 до 14,3%.
У С.Рута есть и оптимистичный сценарий. Согласно ему, с марта 2009г. рынок преодолеет планку в 200 тыс. машин в месяц, а снижение годовых продаж составит 15%, то есть до 2,68 млн автомобилей. С этим прогнозом согласен и консультант A.T.Kearney Евгений Богданов, который считает, что продажи новых автомобилей в 2009г. снизятся на 26% - до 2 млн. При этом количество машин в кредит снизится с 1,2 млн до 600-700 тыс., то есть с 44% до 32% в объеме продаж.
По мнению С.Рута, больше всего от кризиса пострадают производители компонентов. Иностранные производители, организовавшие сборку в России, скорее всего, замедлят темпы наращивания объемов производства.