ВС РФ отменил оправдательный приговор трансплантологам
Дело направлено на новое рассмотрение в Мосгорсуд, но уже в ином судебном составе. В ходе сегодняшнего заседания представитель московской прокуратуры Александр Ремезов настаивал на отмене оправдательного приговора, утверждая, что он незаконен и необоснован.
"Защите не удалось опровергнуть доказательства того, что пациент Орехов был жив в момент изъятия у него органов", - подчеркнул он. По мнению А.Ремезова, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Прокуратура выступает за трансплантацию органов и развитие этого направления медицины, отметил представитель московской прокуратуры. "Мы понимаем боль и страдания людей, ожидающих пересадки органов, но мы за такую трансплантацию, которая бы не нарушала прав и интересов граждан", - заявил А.Ремезов.
В свою очередь, адвокат одного из фигурантов дела Юрий Костанов заявил, что защита попытается обжаловать сегодняшнее решение в вышестоящих судебных инстанциях (Президиум Верховного суда). Окончательное решение защита примет после изучения полного текста постановления суда.
Напомним, 1 марта 2005г. Мосгорсуд оправдал четырех врачей - Ирину Лирцман, Любовь Правденко, Петра Пятничука и Баирму Шагдурову, проходивших по уголовному делу о незаконной трансплантации органов в горбольнице №20 Москвы. Как следует из приговора, суд счел, что в действиях подсудимых отсутствует состав преступления.
Следствие установило, что больной А.Орехов был доставлен в приемный покой больницы 11 апреля 2003г. около 9:00 мск. Состояние больного оценивалось как крайне тяжелое, поэтому в Московский координационный центр органного донорства было направлено сообщение о наличии потенциального донора. Действия врачей реанимационного отделения больницы и Центра трансплантологии по подготовке к хирургической операции по забору органов у А.Орехова были прерваны сотрудниками правоохранительных органов.
По данным следствия, врачи-реаниматологи клинического госпиталя ГУВД Москвы, прибывшие вместе с сотрудниками милиции, обнаружили А.Орехова вне реанимационного отделения, приготовленного для забора почек, при наличии у него признаков жизни - артериального давления и сердечных сокращений. В тот же день по данному факту Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по статье "приготовление к умышленному убийству".
Однако врачи с обвинениями в приготовлении убийства не согласились. Главврач 20-ой больницы Лев Тутанцев заявлял журналистам, что пациент был безнадежен, что до 14 часов дня у него произошло 3 остановки сердца, но врачи-реаниматологи все же вытаскивали его с того света. Решение о трансплантации было принято после того, как была зафиксирована биологическая смерть, а опергруппа ворвалась в больницу в тот момент, когда трансплантологи брали анализы крови умершего.
В то же время, следователи утверждали, что реанимационные мероприятия не были проведены в полном объеме. По словам прокурора Хорошевской межрайонной прокуратуры Александра Куприянова, факт смерти все же не был установлен, а значит, пациент считался живым. Готовясь к забору органа, врачи знали, что смерть Орехова наступит от их действий. То есть, по версии следствия, готовились к убийству.
Прокуратура передала в суд уголовное дело о трансплантации органов 10 августа 2004г. Подсудимым вменялось в вину приготовление к убийству, то есть преступление, предусмотренное ч.1 ст.30 и ч.2 ст.105 Уголовного кодекса РФ. Заместитель заведующего реанимационным отделением больницы И.Лирцман, кроме того, обвинялась в злоупотреблении должностными полномочиями. Гособвинитель просил признать подсудимых виновными по всем предъявленным им обвинениям и приговорить Л.Правденко, лечащего врача А.Орехова, к 8 годам лишения свободы, И.Лирцман - к 8,5 годам и к 9 годам - двух врачей-трансплантологов Московского координационного центра органного донорства П.Пятничука и Б.Шагдурову.
Как указал суд, А.Орехову была оказана надлежащая медицинская помощь, однако Л.Правденко пришла к выводу о невозможности его выздоровления. Суд принял во внимание показания свидетелей о тяжелом состоянии А.Орехова, а также то, что у подсудимых не было намерения его убивать. Суд счел недоказанным мотив совершения преступления, выдвинутый следствием, что обвиняемые, изымая у А.Орехова органы, рассчитывали в дальнейшем получить за них денежное вознаграждение.
Отметим, что из-за громкого "дела трансплантологов" НИИ трансплантологии и искусственных органов в Москве свернул операции по пересадке хроническим больным жизненно важных органов. Об этом сообщила в январе с.г. телекомпания НТВ со ссылкой на заявление представителя института, член-корреспондента РАМН Дмитрия Шумакова. Трансплантации были приостановлены "из-за опасений новых судебных исков против оперирующих хирургов в подозрении на преднамеренное убийство пациентов", - подчеркнул Д.Шумаков.
За предыдущие четыре месяца в клинике московского НИИ выполнили только одну трансплантацию почки. Хотя ранее таких высокотехнологичных операций проводилось в среднем 250-300 в год. Более того, ранее, по словам Д.Шумакова, выполнялось до 30 трансплантаций сердца в год, а особо нуждающимся пересаживали печень. Теперь же, согласно новому закону о трансплантации органов и тканей, прежде чем осуществить забор необходимого для операции материала, медики обязаны заблаговременно спросить разрешение на это у оперируемого пациента или его родственников.
"Смертность больных с хроническими недугами, которые обречены ждать пересадки донорских органов, исключительно велика. Какой бы терапией мы не пытались их поддерживать", - заключил Д.Шумаков.
История имела широчайший резонанс. Врачи и медицинские чиновники в один голос утверждали, что действия правоохранительных органов делают трансплантацию органов в принципе невозможной. Тринадцать известных медиков, в том числе директор НИИ имени Склифосовского Александр Ермолов и директор Института трансплантологии и искусственных органов академик Валерий Шумаков, подписали обращение к Владимиру Путину, в котором попросили президента "обратить внимание на причины неудовлетворительного состояния трансплантологии в стране, обеспечить защиту конституционных прав пациентов".