В Совфеде решили определить понятие «интернет-преступление»
Предложение дать определение понятию «интернет-преступление», выдвинутое уполномоченной по правам человека в России Татьяной Москальковой, заслуживает внимания Совета Федерации. К такому выводу пришел комитет Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству, сообщает ТАСС.
«В докладе [Москальковой] высказано заслуживающее внимания предложение об определении понятия преступления в интернет-пространстве (интернет-преступления)», — цитирует агентство заключение профильного комитета Совфеда.
Кроме того, поддержку сенаторов профильного комитета заслужило еще одно предложение омбудсмена — предложение усовершенствовать правовое регулирование работы различных мессенджеров. Сенаторы обратили внимание на то, что большинством таких программ владеют коммерческие компании, из-за чего возможности влиять на их работу у правительственных органов «объективно ограничены».
Предложение дать определение понятию «интернет-преступление» было выдвинуто (*.pdf) в докладе уполномоченной по правам человека Татьяны Москальковой за 2018 год. Необходимость проработать понятие «интернет-преступление» она обосновывает тем, что это позволит избежать «усечения права на свободу слова» и беспочвенного привлечения к уголовной и административной ответственности. В качестве примера таких дел в докладе приводятся, в частности, дела за репосты в социальных сетях.
По мнению Москальковой, необходимо исключить уголовную ответственность за репосты информации в социальных сетях, если тот, кто скопировал и распространил информацию, не имел «умысла в части наступления общественно опасных последствий», или не смог верно оценить, что именно делает.
Кроме того, уполномоченная по правам человека отметила, что большая часть поступивших к ней обращений граждан, которые относились к соблюдению прав человека в сети интернет, касались блокировок интернет-ресурсов и мессенджеров.
Москалькова отметила, что в целях правовое регулирование этого вопроса необходимо для борьбы с противоправным контентом и терроризмом. Тем не менее, в этой области существует «множество нюансов и правовых коллизий, где действующее законодательство нуждается в существенной доработке с учетом мнения экспертов и общества», говорится в докладе.