Сроки регистрации сделок с недвижимостью сократятся в два раза
Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила проект закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», рассказали РБК два участника заседания и подтвердил представитель Минэкономразвития (копия законопроекта есть у РБК). Законопроект Минэкономразвития будет рассмотрен на правительстве на следующей неделе.
Новая норма должна заработать с 1 января 2017г., говорится в документе.
Он согласован с Минфином и еще 15 федеральными органами исполнительной власти, его поддерживают большинство субъектов, сообщил представитель Минэкономразвития. «Сокращение сроков учетно-регистрационных действий, введение единой процедуры в отношении созданных объектов недвижимости позволит снизить финансовые, временные и судебные издержки при оформлении прав, повысит защиту прав собственников, а также эффективность и прозрачность оборота недвижимости», — отмечает он. Это приведет к снижению рисков инвестирования как в сфере строительства, так и в целом при реализации крупных долгосрочных инвестпроектов, надеются в Минэкономразвития.
Сейчас Росреестр ведет два параллельных реестра: государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), законопроект объединяет их в один — Единый государственный реестр недвижимости, который будет содержать как сведения об уникальных характеристиках объектов недвижимости, так и данные о зарегистрированных правах на них, поясняет старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Юлия Филаткина.
По данным Минэкономразвития, за год Росреестр и подведомственная ему ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляет около 50 млн учетно-регистрационных действий.
Новая норма значительно упрощает и ускоряет процедуру регистрации сделок с недвижимостью. Сроки регистрации сократят с 18 календарных до 5–7 рабочих дней.
Исторически вопросами недвижимости занимались так называемые комитеты по земельным ресурсам и землеустройству при районных администрациях и местные БТИ, но на рубеже 2000-х гг. число ведомств значительно выросло, усложнив процедуру регистрации сделок с недвижимостью, вспоминает руководитель практики недвижимости и строительства, партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. В 1998г. вступил в силу «Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в 2001г. — закон «О государственном земельном кадастре». В результате образовалось сразу несколько новых госорганов.
Техническим описанием объектов заведовало Бюро технической инвентаризации (БТИ), техническим описанием участков — земельный кадастр; ЕГРП, появившийся в 1998г., занимался только регистрацией прав на недвижимость, а земельные комитеты сохраняли за собой архивы с решениями по правам на землю и сделкам с ней вплоть до середины 2000-х. «Вся информация о недвижимости была распылена между разными госорганами, оформление одной простой сделки могло занимать несколько месяцев», — говорит Можаровский.
Новый закон добавляет к списку объектов, которые регулирует закон «О государственном кадастре недвижимости», единые недвижимые комплексы. Речь идет о зданиях и сооружениях, объединенных единым назначением, неразрывно связанных объектах (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы) или объектах, расположенных на одном участке, отмечает Юлия Филаткина. Сейчас эти объекты не подлежат государственному кадастровому учету, на практике права на них не регистрируются.
«Это нововведение может позволить обосновать площадь земельного участка, которая необходима для эксплуатации всего единого недвижимого комплекса, а не отдельных зданий как объектов недвижимости», — говорит юрист. В то же время это наверняка породит и дополнительные вопросы, связанные с применением этих положений на практике, в частности, основания для признания объектов единым недвижимым комплексом, предупреждает она.
Этот документ позволяет завершить на законодательном уровне создание единой федеральной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, окончательно объединив нормативное регулирование в одном законе, говорит представитель Минэкономразвития.
Это своеобразный законодательный финал 15-летней реформы, он сводит под одну крышу функции всех органов, занимающихся регистрацией прав на недвижимость и хранением информации о техническом состоянии земельных участков и объектов, соглашается Можаровский: «Теперь всю сделку, включая ее подготовительную техническую фазу, можно будет провести в одном ведомстве».
С введением единой учетно-регистрационной процедуры объектов недвижимости у предпринимателей отпадет необходимость подавать два отдельных заявления: на постановку объекта на кадастровый учет и на госрегистрацию права на объект, говорит исполнительный директор «ОПОРА России» Андрей Шубин. Кроме того, сокращаются сроки кадастрового учета и государственной регистрации прав (вместо двух последовательных процедур их можно будет выполнить параллельно, подав одно заявление), повышается правовая защищенность собственников объекта недвижимости — госрегистратор будет обязан выяснить, есть ли у собственника объекта право на него, отмечает он.
Благие начинания упираются в качество государственных услуг в кадастре и реестре, которое иногда не выдерживает никакой критики, сетует Виталий Можаровский из Goltsblat BLP. «Сейчас мы, например, уже третий месяц не можем провести элементарную операцию в ЕГРП по изменению организационно-правовой формы собственника, реорганизованного из АО в ООО, дело не двигается, пока «начальник в отпуске», — отмечает юрист.
Алиса Штыкина