Уровень коррупции в Ираке сейчас выше, чем при Хусейне
Эта программа предусматривала, что в условиях международных санкций против Ирака средства от экспорта должны были поступать на специальный счет, контролируемый ООН, и в дальнейшем направляться на покупку продуктов питания и медикаментов.
Би-би-си утверждает, что большая часть незаконных иракских сделок приходится на ближневосточные и российские фирмы, а также на некоторые западные. Масштабы коррупции в Ираке за последние 7 лет достигли таких размеров, что незаконные отчисления и взятки, которые составляли обычно 10% от суммы сделки, даже не пытались скрывать.
По заключению американских следователей, С.Хусейн якобы присвоил 21 млрд долл., уклоняясь от санкций ООН. Однако, по данным Би-би-си, основным источником дохода диктатора являлась контрабанда нефти, а не взятки со стороны чиновников ООН. Журналистское расследование также не выявило тех "многочисленных фактов коррупции" сотрудников ООН, которые упоминаются в различных докладах американских следователей.
Отметим, что ранее 18 ноября представители ООН заявили, что Россия препятствует расследованию фактов коррупции, допущенных при реализации в Ираке программы "Нефть в обмен на продовольствие". По их мнению, Россия скрывает серьезную информацию о нарушениях и злоупотреблениях, допущенных в рамках программы.
В ходе расследования деятельности различных структур, причастных к этой программе, в СМИ в разное время всплывали сотни имен, названий фирм и политических партий почти из всех ведущих мировых держав. В том числе две дюжины физических и юридических лиц из России, включая Администрацию президента и правительство, РПЦ, КПРФ и ЛДПР.
В докладе так называемой "поисковой группы" в Ираке утверждалось, что российские политики, включая официальных лиц, политические партии и частные компании получали от режима Саддама Хусейна нефтяные квоты, что позволяло им зарабатывать миллионы долларов, перепродавая нефть на международном рынке.
Однако МИД РФ опубликовал заявление, в котором утверждается, что российские экспортеры, действуя в рамках бывшей гуманитарной программы ООН в Ираке "Нефть в обмен на продовольствие", не нарушали режима международных санкций.