Как выбрать систему налогообложения на старте бизнеса
Упрощенная система налогообложения — один из самых популярных спецрежимов среди начинающих предпринимателей. Таких систем две. Вот как правильно сделать между ними выбор?
В России существует пять систем налогообложения: общая (ОСН), упрощенная (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и патентная система. Универсальной считается общая система. Но она слишком сложна для небольшого бизнеса в самом начале пути. ЕНВД планируется отменить с 2018 года, поэтому начинать работу на этой системе бесперспективно. ЕСХН применяется только в случае, если доля сельскохозяйственной деятельности в общем бизнесе составляла не менее 70%. Фактически начинающим предпринимателям остается выбирать между двумя видами упрощенной системы налогообложения (УСН) и патентом.
ОСН: слишком сложно для начала
У ОСН есть одно неоспоримое преимущество — никаких ограничений на вид деятельности. Неважно, кто вы — ООО или ИП: система позволяет работать с любым клиентом. Минус режима — многоступенчатое, бюрократизированное налогообложение. Основных налогов три: на прибыль (для организаций, 20%) или налог на доходы физических лиц (для ИП, 13%); налог на недвижимое имущество организаций, если оно есть; и НДС (как правило, 18%).
Одному с ОСН не разобраться — придется нанять бухгалтера: ООО обязаны вести бухучет и сдавать по нему отчетность. Основной проблемой ведения учета при ОСН традиционно называют НДС: его учет требует соблюдения множества формальностей. В заполнении счетов-фактур необходимо указывать все до мельчайших деталей — даты, проданные товары, реквизиты контрагентов и пр. Если вы не профессиональный бухгалтер и хотите стартовать легко, то при регистрации бизнеса в форме ООО или ИП не забудьте сразу подать заявление на один из спецрежимов.
УСН: намного проще
Если предприниматель выберет режим УСН, то вместо трех указанных выше налогов он может платить 6% с доходов или от 5 до 15% с разницы между доходами и расходами в зависимости от региона и вида деятельности. Если вы сработали в убыток, то придется заплатить 1% с дохода — таков минимум. Налог перечисляется государству раз в квартал, налоговая отчетность сдается раз в год (для ООО — до 31 марта, для ИП — до 30 апреля). При УСН 6% предпринимателю почти не придется вести документооборот: достаточно книги учета доходов (для ИП) и облегченного бухгалтерского баланса (для ООО).
Правда, УСН не могут выбрать участники финансового рынка (банки, страховые компании, ломбарды и др.), организации игорного бизнеса, нотариусы и адвокаты, производители подакцизных товаров. Есть и другие ограничения: ООО не должно иметь филиалов, доход не должен превышать 60 млн руб. в год, численность сотрудников — 100 человек, стоимость основных средств — 100 млн руб. на конец года, доля участия в других юрлицах — 25%.
Режим: 6 или 15%
Что выбрать: 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами?
Математика подсказывает, что если ваши расходы не превышают 60% доходов, то платить 6% с доходов выгоднее (15% с разницы в 40% как раз и дадут те же 6% доходов). 15% с разницы подойдут тем, у кого расходы выше 60%.
Так что, если у вас стартап, который зарабатывает консультациями 1 млн руб., а тратит 0,1 млн руб., смело выбирайте 6% от выручки. Налог в 60 тыс. руб. меньше, чем 135 тыс. руб. (15% с разницы).
А если вы получили выручку 1 млн руб. на продаже плюшек, а себестоимость их производства составила 0,7 млн руб., выбирайте 15% с разницы. Налог в 45 тыс. руб. меньше, чем 60 тыс. руб. (6% с выручки).
Еще одно преимущество УСН 15% — возможность полностью отнести на расходы платежи во внебюджетные фонды. Упрощенцы-ИП, использующие режим 6%, могут вычесть из налога 100% страховых взносов на себя, но только 50% — за своих сотрудников.
Вне зависимости от режима УСН все ИП платят 1% с дохода, превышающего 300 тыс. руб. в год, в Пенсионный фонд, но максимальный платеж — 140 тыс. руб.
Усложненная упрощенная система
Главный недостаток УСН 15% с разницы между доходами и расходами — необходимость вести учет этих расходов, причем оценивать их на предмет обоснованности. Например, при работе такси налоговая соглашается с отнесением в расходы затрат на покупку бензина, но может не согласиться с расходами на плановое ТО или мойку. Добавляется и объем бухгалтерской работы на составление первичных документов, подтверждающих расходы, а также необходимость следить, чтобы документы ваших контрагентов были оформлены верно. Поэтому формат УСН 15% не так популярен у предпринимателей: в торговле, например, многие предпочитают просто занижать свои доходы и работать по УСН 6%, лишь бы не обременять себя доказательством обоснованности понесенных расходов.
Юрьев день
Если в процессе работы выяснилось, что выбранная форма УСН не подходит вашему бизнесу, то ее можно изменить, подав до 31 декабря текущего года в налоговую инспекцию заявление о смене системы налогообложения с нового налогового периода. Перейти можно не только на другой спецрежим, но и на общую систему.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.