Педагоги назвали своими основными проблемами отчетность и низкие зарплаты
Учителя дошкольного и школьного образования чаще всего жалуются на бюрократию и низкую зарплату. Это следует из исследования, которое провели Институт образования НИУ ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом и Фондом «Университет детства» в сентябре 2024 года. РБК ознакомился с его результатами.
Среди самых распространенных трудностей в работе 64% опрошенных преподавателей назвали высокую бюрократическую нагрузку — большое количество отчетов и необходимой для заполнения документации. Причем опрошенные учителя бюджетных учреждений реже сталкиваются с этой проблемой, чем работающие в частных школах.
На низкую заработную плату пожаловались 58% опрошенных. По данным Росстата, в первом полугодии 2024 года средняя заработная плата школьного учителя в России составила 71,4 тыс. руб. Больше всего, как и в предыдущий год, получали педагоги на Чукотке — в среднем 192,4 тыс. руб. и в Ямало-Ненецком автономном округе — в среднем 170,8 тыс. руб. Самую низкую среднюю зарплату учителей в этот период зафиксировали в Ингушетии — 31,1 тыс. руб. В Чечне этот показатель составил 34,4 тыс. руб., а в Карачаево-Черкесии — 37 тыс. руб.
Из-за низкой заработной платы преподаватели часто вынуждены брать несколько ставок, отметила президент и сооснователь фонда Екатерина Рыбакова. К тому же в некоторых образовательных организациях педагоги вынуждены брать несколько ставок не по собственному желанию, а из-за нехватки кадров в учреждениях, добавила она.
59% педагогов сообщили, что сталкиваются с отсутствием мотивации к обучению у школьников, 41% — с плохой ресурсной базой в школах. Половина опрошенных пожаловались также на высокую преподавательскую и внеучебную нагрузку.
В рамках исследования учителей также спрашивали об их удовлетворенности профессией и планах на будущее. Полностью или скорее довольны своей работой 89% опрошенных. Авторы исследования указывают, что удовлетворенность работой не связана с типом учреждения, уровнем должности и стажем. При этом работающие в дошкольном образовании преподаватели чаще говорят, что они полностью удовлетворены работой (28%), чем педагоги школьного образования (17%).
Почти половина опрошенных (49%) назвали возможность творческой самореализации причиной, по которой они решили стать учителем. Чуть меньше половины (43%) опрошенных назвали причиной прихода в профессию желание работать с детьми, а 41% назвали профессию своим призванием.
В опросе приняли участие 1059 учителей. Основная возрастная группа (50%) — это педагоги в возрасте от 45 до 59 лет. Абсолютное большинство опрошенных — 92% работают в бюджетных учреждениях, и только 8% — в частных.
Рыбаков Фонд создан Екатериной и Игорем Рыбаковыми в 2015 году, среди заявленных целей его работы — долгосрочные системные изменения в образовании. Фонд «Университет детства» был создан в качестве его дошкольного направления.
ВЦИОМ провел в 2022 году опрос, который показал, что престиж профессии учителя в российском обществе вырос — положение педагогов в обществе граждане в среднем оценили на 3,19 балла (из 5 возможных). Однако, чем выше был уровень образования опрошенных, тем ниже они оценивали статус профессии педагога: среди россиян с неполным средним образованием балл составил 3,85, среди высокообразованных — 2,89. Сами работники сферы образования и науки оценили эту профессию на 2,94 балла.
О необходимости снижения бюрократической нагрузки на учителей в конце 2023 года говорил министр просвещения Сергей Кравцов. «Учителя должны заполнять только те пять документов, которые нормативно закреплены», — заявил он, признав, что с мест продолжают поступать сигналы об излишней документационной работе. По словам министра, часто бывают ситуации, когда происходит дублирование при заполнении электронного и бумажного журнала, других документов.