Эксперты: Бензин, вопреки заверениям властей, будет дорожать
"Цены на бензин в России будут расти", - высказал свое мнение в программе «В фокусе» телеканала РБК старший аналитик компании FIM securities Дуглас Рольфс. Он полагает, что причиной роста цен на нефтепродукты станут ситуация в Иране и другие мировые катаклизмы. С ним согласен аналитик агентства RusEnergy Михаил Крутихин, который считает, что внутренняя цена на нефтепродукты очень сильно привязана к экспортной цене, поэтому повышение цен обязательно скажется на ценах на российский бензин. "Существующая система сбора НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) является одной из причин внутреннего роста цен на нефтепродукты. Этот налог жестко привязан к стоимости нефти на мировом рынке", - объясняет он.
Между тем Михаил Крутихин подчеркивает, что цены в России изменяются в традиционном направлении: бензин дорожает, а дизтопливо дешевеет. Причина одна: нефтепереработка до сих пор во многом ориентирована на структуру спроса, существовавшую во времена строительства нефтеперерабатывающих заводов. В ней высока доля выхода мазута и дизельного топлива.
"Бензин будет расти в цене из-за роста себестоимости добычи нефти", - дополняет коллегу начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Действительно, за последние 3 года стоимость электроэнергии, отпущенной промышленным потребителям, увеличилась на 36%, теплоэнергии – на 47,2% , газа – в 1,9 раза, продукции металлургической промышленности – в 1,9 раза. Кроме того, на стоимость горюче-смазочных материалов (ГСМ) влияют налоги. Основных налогов всего четыре: НДПИ, налог на прибыль, НДС и самая большая составляющая – акциз.
Другая причина, от которой зависит цена на бензин, - это монополизация. Внутренний рынок фактически поделен между шестью нефтяными компаниями. И последнее что влияет на образование цены ГСМ – это транспортная составляющая. В цене нефтепродуктов она колеблется от 8% (Самара) до 26% (Камчатка). Причины такой разницы обусловлены территориальным размещением нефтеперерабатывающей отрасли. Из 7 федеральных округов четыре являются дефицитными: Дальневосточный, Северо-Западный, Южный, а в Уральском федеральном округе заводов вообще нет. Поэтому большая часть субъектов федерации этих округов вынуждены завозить топливо и нести дополнительные транспортные расходы.
Между тем аналитики отмечают, что регулирование нефтяной отрасли административными методами может привести к иранской модели, когда низкие внутренние цены на бензин внутри страны остановили развитие нефтеперерабатывающей отрасли.
Сегодня российская нефтепереработка представлена 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний. По уровню используемых технологий российские нефтеперерабатывающие заводы считаются самыми отсталыми в мире. Степень износа отечественных нефтеперерабатывающих заводов составляет, по данным Минэкономразвития, 65%. Из 27 имеющихся заводов, 6 были пущены в эксплуатацию еще до войны, а самый последний НПЗ был построен в начале 80-х годов. Глубина нефтепереработки на российских НПЗ в прошлом году составила не более 72%. Это почти в полтора раза ниже, чем в США, где показатель доходит до 98%. Из тонны сырой нефти в России получается примерно 140 литров бензина, в то время как в США - свыше 450 литров бензина.
Россия в настоящее время перерабатывает около 290 млн тонн нефтепродуктов. Мощности НПЗ загружены полностью, но нефтяники говорят, что создавать новые комплексы на территории России неэффективно. Современные комплексы глубокой переработки нефти стоят сотни миллионов долларов, их строительство занимает около 3 лет, а срок окупаемости достигает 8 лет. На фоне этого аналитики отмечают, что автопарк страны ежегодно растет на 5-7%, поэтому спрос на бензин будет возрастать, а значит, будет возрастать и его цена.
Правительство, в свою очередь, собирается остановить рост цен на топливо административными методами. На недавнем совещании с руководителями восьми нефтяных компаний Михаил Фрадков призвал их "принять меры по удержанию цен на топливо в допустимых параметрах". Для стимула нефтяников Минэкономразвития и Минпромэнерго России рассматривают возможность применения понижающих коэффициентов относительно действующей единой ставки НДПИ. В частности, предлагается применять коэффициент "0" для начального периода добычи на новых месторождениях на территории Восточной Сибири и Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции и понижающие коэффициенты - для месторождений с высокой выработанностью извлекаемых запасов.
Кроме того, в этом году правительство планирует отменить импортные пошлины, а также разграничить ставки акциза на бензин: чем качественнее продукт, тем они будут ниже. Еще одной мерой станет мониторинг розничных цен, в случае выявления сговора чиновники обещают принимать антимонопольные процедуры, также планируется открыть биржи для торговли нефтепродуктами, правда нормативные акты по этому вопросу в стадии разработки.
"Любые административные рычаги действуют в сторону повышения стоимости нефти", - говорит М. Крутихин. В качестве примера эксперт привел «Роснефть», которой правительство дало указание перенаправить поток в сторону китайского трубопровода. Транспортные издержки составляют 50 долларов на одну тонну, если нефть поставляется к границе Китая, если же нефть транспортируется до Тихого океана, то издержки возрастают до 100 долларов. "Эти дополнительные издержки лягут на потребителя, который будет больше платить за бензин", - считает эксперт.
Еще одной причиной повышения цен на бензин на внутреннем рынке М. Крутихин называет увеличение экспорта нефти за границу. "Это приведет к тому, что нефть в России будет становиться все большим и большим дефицитом, и цены на нее будут расти", - считает он.
Говоря о мерах по стабилизации цен на ГСМ на внутреннем рынке, эксперты предложили "отвязать" налог на добычу природных ископаемых от экспортной цены, сделать его зависимым от внутреннего рынка, принять закон "О защите конкуренции", который не позволит поставщикам нефти договариваться о цене, ввести строгую систему контроля за системой розничной реализации нефтепродуктов. Кроме того, необходимо изменить сложившийся за последнее десятилетие территориальный принцип развития рынка нефтепродуктов, который привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны. Сложной проблемой остается коррупция. "До 30% цены в нефтепродуктах - это взятки чиновникам", - говорит М. Крутихин.